Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:26 | Сообщение # 41
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Дорога около озера Черная Яма прямая. Ветки хлестают по антенне, позже ее открутил, переговариваться тут не скем. Молодые елычки погладили бока машинки.
Дорога, огибающая с юго-востока Шимозеро, прогретая солнечным теплом, проходит через старый еловый лес с примесью сосны и березы и весьма живописна. Она уже свободна от плена холодного снега, который отступил под теплыми лучиками ласкового солнышка. Динамик сам в настроение запел.
Ручей. Вешкручей. Мостик достаточно высокий.
В 1897 году, по данным Всероссийской переписи населения, численность вепсов составляла 25 820 человек.
По переписи 1926 года, численность вепсов резко выросла и составила 32 773 человек (99,2 % проживали в сельской местности, у 94,7 % национальность и родной язык совпадали)[18]. По новому административному делению, вепсы оказались в Карельской АССР и Череповецкой и Ленинградской области (объединены в 1927 году), в 1937 году часть территорий вепсов в Ленинградской области были переданы вновь созданной Вологодской области. Разделение народа между разными регионами сказалось на его развитии.
На современных картах нет названия деревни Пёлкасска. Дом и баня рядом. Все что осталось. Видны другие развалины соседних домов.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:28 | Сообщение # 42
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
,, Вепсы жили большими, 3—4-поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава — старейший мужчина, дед или отец — ižand («хозяин»). Его жена — emäg («хозяйка») — ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.
Тут и далее использованы архивные фото с вконтакте/ком. Вепсское Шимозерье. И Векипедия.
Деревня Пёлкасска, 1963 год, фотограф Омшев Николай Фёдорович. Комментарий к фото: «Когда-то в этой шимозерской деревне проживало несколько сот человек. В 60-х г.г. ХХ в. на семь десятков домов, оставалось меньше десятка жителей».
В основном жизнь вепсского крестьянина была связана с ведением сельского хозяйства. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля. Из технических культур — лён, хмель, из овощных — репу. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель. Животноводство играло подсобную роль. Оно сдерживалось из-за недостатка сенокосных угодий.,,
«В этом доме, в семье Омшевых Федора Ивановича и Домны Васильевны (урожденная Гурьянова), родилось 12 детей, пятеро из которых прошли горнило Великой Отечественной войны». Деревня Пёлкасска, дом Омшевых, начало 1964-й г, фотограф Омшев Николай Фёдорович.
Сегодня дом еще бодрячком.
У меня случайно попал в кадр предмет которому я не нашел объяснения, но он виден на архивной фотографии 1960года. Для привязи можт лошади.
На фото: Омшев Федор Иванович у своего дома, деревня Пёлкасска, 1960-е гг., фотограф Омшев Николай Фёдорович.
Раньше эти места были электрифицированы. Дом хорошо сохранился. Если есть крыша то дама могут столетиями стоять.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:28 | Сообщение # 43
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
,, Предпринимались попытки массового переселения вепсов — например, после неудачной попытки Вологодского обкома переселить шимозерских вепсов в Оштинский район, власти развернули политику закрытия больниц, школ, почты. В результате к 1959 году шимозерские вепсы оставили район и переселились в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области, а также в другие регионы[21]..,,
При переписях 1970 и 1979 гг. в Вологодской и Ленинградской областях счётчики, по распоряжению вышестоящих руководителей, записывали вепсов русскими. В это же время власти записывали вепсов «русскими» и в паспортах. В 1983 паспорта с указанной русской национальностью имели 63,5 % вепсов, из них 54,1 % были записаны русскими по инициативе властей[20].
Тишина. Забвение просто давит. Дождя нет и есть возможность прогуляться по Пелкасске. Лесные птички поют, солнышко играет лучами. Еду дальше. Мотор тихо урчит в динамике приглушенная музыка. Вепское шоссе ровное, практически без ям.
В течение XVIII века вепсы не были выявлены и описаны этнографами. Н. Карамзин писал в своей «Истории государства Российского» что «Весь, меря, мурома, наконец обратились в славян» и прекратили свое существование[14]. Заново «открыл» вепсов и их язык этнограф А. М. Шёгрен в 1824—1829 годах, выявив четыре группы их расселения около Белоозера, Тихвина, Лодейного поля и Вытегры и предположив их происхождение от летописного племени весь[15][16]. Финский ученый доказал, что это особый этнос. В дальнейшем представление о вепсах длительное время оставалось туманным.
Во время поездки по Карелии в марте 1841 г. Э. Леннрот записал в дневнике, что, как ему удалось заметить, здесь «если человек говорит непонятно, то его называют вепсом» [6, с. 233].
1927 г. , жители д. Пёлкасска , Август . Деревенский праздник - третий спас .
Пёлкасска, верхняя часть Тришковой горы (Захарьевская), 1963 год, дом Фёдоровых. У дома слева направо Фёдоровы Семён Филиппович (хозяин дома) и Ольга Ивановна (супруга), Омшев Александр Николаевич и Тришкова Клавдия Филипповна. Фотограф Омшев Н.Ф. Ч/б
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:30 | Сообщение # 45
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.
Пёлкасска, начало 1960-х гг., укрупненный план центральной части деревни (вид с востока). За лесом виднеется прилегающая к Пёлкасске мелководная часть Шимозера (Pühäŕv). Этот красивый вид на озеро и окрестности открывался когда-то с чердака стоявшего на пригорке дома Гурьянова Ивана Никитича.
Плащ и шапка весят на гвоздике и достойно ждут своего хозяина.
Покидая Пёлкасску, покидая Шимозеро... 1967 год, фотограф Омшев Николай
1967 год, фотограф Омшев Николай
Архивная фотография обработана в цвете натурально передает чудовищную ситуацию запечетленую на лицах. "Выезд из Шимозерья", трагические страницы прощания шимозеров с малой Родиной, со своими домами.
Пёлкасска, 1960-е гг., Кирикова Федосья Яковлевна. Одна из немногих оставшихся проживать в Шимозерье после выселения жителей. Добрейшая была женщина, похоронена на пёлкасском кладбище. Фотограф Омшев Н.Ф
Моменты. Пелкасска 1960 года.
Шимозеро
Баня
500 лет Шимозерье было жизнеспособным, развивалось, строило церкви, школы и больницы а за 35 послереволюционных лет "хозяйствования", превратилось в неперспективный район, подлежащий выселению, "глушь".
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:31 | Сообщение # 46
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Самый младший, Семен, после выхода на пенсию стал жить в Пелкасске постоянно, до выхода на пенсию был главным инженером на крупном заводе в Новгороде. В 90-х г.г., когда была попытка возрождения Шимозерья, руководил постройкой дороги из Шимозера в Пелкасску. Умер рано, в 1996-м году, не дожив до 70 лет. https://vk.com/topic-136958815_34887364
Дорога сохранилась в хорошем состоянии, насыпь ровная. [i]Вепское шоссе. Так на табличке дома указано.
По мотивам Вепсской песни зарисовка про Пелкасску.
VarastA - Ожидание.
плыви плыви соломенка по быстрой реке передай моему милому что я жду его шла, шла я по берегу реки и смотрела в чистую воду когда вернется мой милый и мы вместе увидим себя в отражении реки ................................................................................................. Дефендер 110. 2008г.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:31 | Сообщение # 47
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Погоды благоволят. Еду к церквушкам, остаткам ,,религиозного гнёта,, Там геокешеры тайник организовали, туристы туда пруться и пруться. Тайник Место знаковое, туда наведывался Кларус 612 и Арбузник и чуть ли не весь клуб Внедорожных Туристов. Все организовано, под строгим контролем, строем в координату. Не забалуешь, дисциплина однако. В ,,джиперской,, среде принято сюда лазить на страшных машинах с трубами у капота и с яркими наклейками, типа ,,полной Чухломы,, Своего рода аттестация, диплом так сказать бывалых. Вепский лес! все дела, глубокие колеи, звук лебедок и топоров. Но есть и просто местные рыбаки, которые на ,,шистерках,, с прицепом сюда лазят рыбу ловить на лодках. Если тешиться зуд внедорожный, пожалуйста. Тут рядом не проходимые болота и топь в глухой тайге куда не добралась костлявая рука лесозаготовителей. Место действительно удивительное, каждный найдет тут свое увлечение, можно и пивка выпить у озера. Сегодня я сам себе царьгорынах, полная ,,махновщина,, ни труб ни лодок у меня нет, есть фонарик. Клад искать и ,,кабанить,, не буду, полазию, что да как, дело к вечеру и уже хочется чего нить сожрать у речки и расчехлить большой объектив и протереть его фирменной салфеткой.
Известность вепсского края в конце XV — первой трети XVI веков связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, который, по мнению ряда исследователей, был вепсом по происхождению[34][35][36]. Вепсское происхождение Александра Свирского признаётся и в некоторых изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях[37].
Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы:
Приход в 1840 году состоял из 99 дворов, 375 мужчин и 350 женщин.
На фото: церкви села Шимозеро Вытегорского района, 1966 год, фотограф Н.Ф. Омшев. Слева – деревянная однопрестольная церковь Георгия Победоносца (1800 г. постройки), справа – каменная двухпрестольная церковь Иконы Божией Матери Знамение, с приделом Петра и Павла (1808 г. постройки).
Деревянный храм сохранился. Построен (возобновлен) в 1862 г. из материала прежней церкви, построенной в 1600 (1800?) году. Строилась усердием прихожан и благотворителей. Церковь деревянная, на каменном фундаменте, "холодная". Была крыта железом, внутри и снаружи обшита тесом и выкрашена. Железная крыша устроена в 1897 г.
Знаменская церковь в с. Шимозеро построена в 1808 г. на средства благотворителей. Престолов два: главный во имя Знамения Пресвятой Богородицы, придельный во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1916 г. отмечалось, что церковной утвари и облачений (ризницы) недостаточно.
Колокольня не сохранилась.
По штату были положены священник и псаломщик. Церковь каменная, в одной связи с колокольней, покрыта железом.
Находясь среди вепсского населения, местное духовенство поневоле должно было учитывать этническую специфику паствы. Однако факты религиозной жизни показывают, что конкретные познания духовенства не шли дальше констатации того факта, что население их приходов плохо понимает по-русски. Отдельные случаи перевода богослужебных книг на языки местного населения не находили поддержку в среде духовенства.
Архивная фото
В 1886 г. была открыта Шимозерская церковно-приходская школа. До 1906 г. она помещалась в собственном здании, построенном священником Петром Поповым. Но с течением времени, с ежегодным увеличением числа учащихся, это здание оказалось тесным и малопригодным для своей цели. После многих хлопот священника осенью 1905 г. начали строить для школы новое здание, торжественное освящение которого состоялось 1 октября 1906 г.
Б. М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси
«Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим.»
Церковь иконы Божией Матери Знамение в Шимозерье. Церковный староста с 1914 года - крестьянин Иван Иванович Макаров.
В 1916 г. в состав прихода входили, кроме села Шимозеро, деревни: Кузнецовская, Доровская, Ламбазовская, Манодская, Никитинская, Гавриловская, Мишаковская, Васильевская 1-я, Филипповская, Нестеровская, Федоровская, Абакумовская, Бабинская, Захарьевская, Пановская, Ивановская, Ермолинская, Харитоновская, Чепачевская, Олуферовская, Волковская, Васильевская 2-я, Яковлевская, Фокинская, Фоминская, Маслозеро, у Мегрозера, Васильевская 3-я, Павловская, у Ним ручья. Всего домов - 319, прихожан мужского пола - 1087, женского - 1104.
Печален вид могилы позабытой. Сpеди других, ухоженных могил Та заросла травой и ежевикой... Живет ли тот, кто прежде к ней ходил? Кто над вратами в бытие иное Оплакивал закончившийся путь Рожденного для жизни в непокое, Рожденного, чтоб в завтра заглянуть. Того, кто жил и не мечтал о славе, Трудом навеки память заслужив. Но помнят ли его теперь? Едва ли. Несется дальше жизнь, о нём забыв.
...Немногим из людей дано судьбою Оставить после смерти имя жить. Могилы сорной зарастут травою, Когда настанет срок о них забыть. (с)
.В феврале 1891 г. на медвежью охоту в эти же места приезжала охотничья команда лейб-гвардии Измайловского полка под началом трех офицеров :князя Гедройца, Нащокина и Колембовского. Команда, которую сопровождал Петр Мартьянов, охотилась три дня в районе сел Вонозеро, Шонкозера и Кукокса и добыла трех медведей. Туша одного медведя в качестве трофея была отправлена в Петербург.
Здесь великая тайна общения Бога и человеческой души. В прикосновении к красоте Божественного мира душа «просветляется».
Внутри храма прибрано. Сырости нет. Заботливо уложены маковки, потом отремонтируют и установят.
Шимозеро, 2017 г. Уроженец Пелкасски Федоров Николай Семенович, осматривает остатки сброшенных (упавших?) когда-то куполов шимозерских церквей. (Фото Владимира Загарских).
Санки с доработками
В 1931 г. произошло важное событие в культурной жизни вепсского народа: М. М. Хямяляйнен, финн по национальности, создал вепсскую письменность, осуществил всю подготовительную работу для обучения детей в вепсских школах на родном языке. В шимозерских школах преподавание вепсского языка началось в 1934/35 учебном году. В 1935 г. учителя-вепсы успешно закончили курсы при эстонско-финском педтехникуме, которыми руководил М. М. Хямяляйнен.
1935 год школа в Шимозерье.
Остатки школы (больницы?)
Тяжелые страницы в жизни вепского православия.
23 января 1918 года Советское правительство опубликовало декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который провозглашал принципы свободы совести. Согласно декрету каждому человеку предоставлялось право исповедовать любую религию или не признавать никакой.
Н.А. Бердяев писал, что историческое христианство изменило первоначальным идеалам справедливости, добра, равенства людей (христианского социализма) и, постепенно перерождаясь, впало в греховность, оправдывая зло и насилие господствующей элиты. Это вызывало протест народа и привело к появлению атеизма в разных его формах.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов антирелигиозная работа проводилась под лозунгом «Борьба с религией — борьба за социализм». Основная работа проводилась Союзом безбожников, комсомолом и другими общественными организациями под непосредственным руководством партийных комитетов.
....................
В среде партийных и советских работников появилось убеждение о естественном отмирании религии по мере укрепления социализма. Подводя итоги 20-летнего периода существования Советской власти в 1937 году, Е.М. Ярославский говорил, что две трети городского и треть сельского населения порвали с религией.