Еду дальше по Шимозерью. Дорога то в зарослях леса, или в открытом поле. По этой дороге ездили в Ошту. В Вытегру и к Онежскому озеру. И сейчас рыбаки тут ездят и туристы лазят к Черной яме, воронку смотреть. Но есть нюансы. Дорога эта бывает мокрой и со слабонесущими грунтами.
Дорога идущая через лес, кажется бесконечной, скрываясь вдали. Это символизирует не только путь, который начинается и исчезает вдали, но и жизненный путь, который у каждого из нас развивается в направлении неизвестного горизонта.
Ансамбль Varasta Дорога
Сюрьгозеро
.
Ручей из Яндъозера в Канозеро. Течение достаточно быстрое. Мостик немного подправил под свои колесики.
Дождя не было. Бревнушки сухие, а так ваще можно навернуться конечно без штурмана. Связи тут нет. Мегафон и билайн антенки грустные.
То же касается прилагательного, образованного от названия народности вепсы – должно быть вепский с одной с, но везде, сплошь и рядом, и даже в словарях, пишут с двумя с – вепсский.
Грустно и неспешно еду в никуда. Дорога сама подскажет где поздний обед нада устроить. Печальна судьба вепсского Шимозерья, как и многих других, таких же сел и деревень. Разрушающиеся дома, гуляющий в разбитых окнах ветер... Шимозерских Вепсов разогнали, дома сгнили, церквушки разрушены. Остались воспоминания последних жителей и архивы фотографий. Вот и закончилась история некогда обжитого края. Остались лес и озера которое ,,засосать,, Наука так и не нашла секрет карстового озера. Смотрю как Вепский лес с его былинами, уничтожается вырубками хвойных деревьев. осваивается хозяйственной деятельностью. Для вывоза дорогой древесины обустраивают крепкие дороги с канавами от воды и мостами. Любая деревушка, поселок где раньше жили люди, были бы рады таким дорогам, они могут использоваться круглогодично. Таких дорог тут сотни а может и больше. Очень легко заблудиться в лабиринтах лесовозок, по местам вырубленного освоенного леса. Целые кварталы с разворотами и обочинами. Иногда можно увидеть своеобразный маркер в виде тряпки или бутылки на развилке, что бы не заблудиться. Яндекс навигатор тут не работает на картах грунтовки не указаны, но они хорошо видны на космоснимках десятилетней давности но не все, сейчас их значительно больше. Нарушается естественный баланс воды. Болота расширяются, озера мелеют.
В настоящее время опять заговорили о необходимости возрождения вепсской культуры, сохранения этим малым народом своего национального самосознания. Что из этого получится, покажет время.
Посуда и кастрюли в луже напомнили что пора бы и обед устроить. Генератор немного душ принял. Фары воды испили и теперь вода там плескается.
Обед на берегу реки Ножема. С костром и курицей на сковородке и борщ с тушенкой. Вечереет. Птички примолкли. Вода прозрачная и спокойная. Место удачное в плане контроля зверя. Тут речка с одной стороны и дорога просматривается. За дорогой завалы деревьев и хруст веток если что.
Тихо. Комаров нет. Речка еще не набрала воды не наполнилась как в 2022г. По отметинам на деревьях еще примерно сантиметров на 60 уровень поднимется и поглотит дорогу полностью.
Погода стала меняться. После кружки горячего чая пошел дождь со снегом, ветер задул. Хозяин леса, дал о себе знать и напомнил что тут не надо устраивать место для ночлега. Зная как в этих местах быстро меняется присутствие и уровень воды ,,сматываю удочки,, и направляюсь в сторону к деревне Макарьевская, подальше от болот ближе к цивилизации.
деревня Никитинская На развилке столб с лампочкой на всю округу и большие запасы древесины. Очевидно для печки дрова готовят. Это первая деревушка на пути из Шимозерья в сторону Белозерска. Дворники не успевают стекло чистить. Сегодня ночных лазаний с фонариком в руках не будет. Это вторая ночевка за поездку. Еду к озеру.
Берег озера. Остановился за кладбищем, рядом деревня Макарьевская. Ветер как не в себя. Мотор урчит, печка дует приятным теплом, раскладушка с мягким матрасом, падушка с пухом. Канистры на улице, еда в машине. Темень ваще. Под шум дождя и легкую музыку прокручиваются моменты дня. Машину периодически потряхивают порывы ветра.
Утро. 11 Мая 2024. Тот момент когда хочется есчо поваляться на мягкой раскладушке, потягушки устроить. За окном сыро и ветрено. Видна церквушка.
Тут на берегу озера проводили фестиваль Вепсской культуры «Древо жизни» Высокие гости и организаторы с телевидением отметили свое присутствие.
Кодозеро. Рыбакам ветер и снег не помеха.
Церковь Преображения Господня в Макарьевской 1856 год.
объект культурного наследия регионального значения.
В 1700 г. была построена деревянная церковь, в одной связи с колокольней. Престол один - в честь Преображения Господня. В 1844 г. должность пономаря упразднена.
В середине 19 века церковь (за исключением колокольни) уже ветхая. Новая церковь построена в 1856 году стараниями мещанской дочери из Санкт-Петербурга Анны Клитиной. Церковь деревянная, с колокольней в одной связи, была крыта железом, обшита тёсом, окрашена белилами. "Утварью бедна", как отмечалось в клировой ведомости за 1916 г. Престолов два: главный во имя Преображения Господня в холодном храме, во имя Казанской иконы Божией Матери в тёплом приделе. Ближайшие церкви - Шимозерская в 31 версте, Ножемская в Новгородской губернии, в 20 верстах.
В храме в окнах стекла разбиты и крыша с дыркой. Сквозит сыростью. И дождь внутрь льет. Бревна начали гнить. Два года назад я отмечал что в храме сухо и ветра нет. Теперь мы являемся не вольными свидетелями разрушения сначала алтарной части а потом и всего храма. Лестница есть, со стола клеенку можно содрать и заделать дыру на крыше, хотя бы временно.. но не кому или уже не кому. Вологодско-Белозерской епархии, церковникам нет дела до брошенного храма. Прихожан нет, рядом деревни почти безлюдные, одинокая лампочка на всю округу, редкие туристы. Храм под защитой государства если это ,,объект культурного наследия,, то всякие ремонтные работы только с разрешения чиновников и ремонт производится только аккредитованными компаниями и по согласованию. Бригаде плотников что строят дома, нельзя проявлять активность в этом вопросе. Могут засудить. Экспертиза там, и прочее и прочее из многих пунктов. Полезешь крышу закрыть тебя оштрафуют за порчу исторического наследия. А вот смотреть как ,,наследие,, или ,,религиозный гнет,, разрушается еще можно, но поправить крышу и добровольно спасти архитектуру добрым людям нельзя.
Тут один из многих примеров, как власть реагирует на самовольное сохранение храма. Который к тому же не является памятником,, культурное наследие,,
Батюшка из Ярославля ответил чиновникам, засудившим его за ремонт храма
Потолок то же сырой и обрушаться начал. Мерзость запустения дала корни и приступила к разрушению ,,культурного наследия,, . Почти 170 лет стоит ,,никогда такого не было и вот опять,,
Аллилу́йя - призыв ведущего молитву к восхвалению Бога, обращённый к прихожанам. В некоторых современных переводах Библии на русский язык передаётся словосочетанием «восхваляйте Господа», «восхваляйте Бога». Дефендер 110. 2008г.
Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская ( Екатерина II) руку приложила.
императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796)
Около десятка монастырей немка разогнала в Вепских болотах. Секуляризационная реформа 1764 года. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, ....
«Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства»
В начале 18 века пустынь называлась также Николаевской. На территории монастырька стояли 2 церкви: Тихвинская церковь с приделом Николая Чудотворца и церковь Рождества Христова. Проживали один строитель-иеромонах, работник и работница. Перед упразднением монастырей в Вологодско-Белозерской епархии в 1764 году насельников в Усть-Ножемской пустыни не было, в документах она называлась уже Одигитриевской.
Икона Божией Матери «Тихвинская» относится к типу икон Богородицы, называемых Одигитрия или Путеводительница. Отсюда название церкви – Тихвинская, название пустыни - Одигитриевская.
Издревле данные земли Русского Севера входили в состав Белозерского княжества. В 1486 году Белозерское княжество было присоединено к Московскому великому княжеству, став Белозерским уездом. Согласно по карте землевладения Белозерского края конца XV в. Суда с её притоками была далекой малоосвоенной окраиной Белозерья. Тут проходил древний тракт.
Дом жилой, хозяин удивился что к его дому подъехал автомобиль. С Прибалтийским акцентом подсказал как надо правильно подъезжать к храму. Около обрыва у реки есть дорога и виды на речку. Сюда редких туристов возят.