Ряд деревень «в Озерех» упоминаются в писцовой книге Обонежской пятины 1496 года. На тот момент куст относился к Ильинскому Винницкому погосту. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Озёрах была построена в 1689 году (в 1932 году закрыта и до настоящего времени используется под Дом культуры).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (бывшая) сейчас клуб.
Храм как бы осквернен, в нем клуб проводит свои культурные мероприятия. В алтарной части храма наверно читали труды Карла Маркса или награждали грамотами передовиков колхозного труда.
Были в Озерах еще две деревянные церкви Богоявления Господня 1687 и 1909 годов постройки, а также преподобного Александра Свирского, поставленная в XVIII веке, но они не сохранились. Христианизация Вепского края была агрессивной. Миссионеров посылали просвещать в самые отдаленные места проживания ,,поганых язычников,,
Сельское поселение Курба, что на вепсском означает "глухое место".
Река стала намного уже, потом в ручей превратиться.
Поселок лесозаготовителей Курба, построенный в шестидесятые годы, расположен в двенадцати километрах от Озер.
В 1997 году в деревне Казыченская Курбинской волости проживали 129 человек В 2002 году — 89 человек (русские — 37 %, вепсы — 61 %). В 2007 году в деревне Казыченская Винницкого СП проживали 86 человек.
Тут узнаваемое здание церкви как в Лукинской, но тут разместили дом культуры. Информации про храм пока не нашел.
На выезде проезжаю реку Оять, совсем уже как ручей еду в лес по грунтовке.
Часовня. Памятный крест. С Дороги совсем не видно только по карте к нему подъехал.
Покидаю Винницких (Оятских) Вепсов в Ленинградской области и направляюсь к Шимозерским и Белозерским Вепсам в Вологодскую область.
Вепсский язык включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».
Вепсские песни вакурат. Группа VarastA (ожидание). Песня про пастушка (Paimo), который игнорирует веселительные места в деревне. Он достаточен в своем окружении и собака черная помогает ему. Каждый исполнитель на столько самодостаточный что хочется смотреть снова и снова.
,,Пастух, он не последний человек в деревне, но его нет летом в деревне. Девушки находят его только в лесу, со стадом коровушек. -Почему тебя нет в деревне? -Почему ты не приходишь на вечерку? А он отвечает -вся красота здесь. Я вижу родные поля, я слышу звук родного леса, я пью чистую родниковую воду. И это мое счастье,, Дефендер 110. 2008г.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:08 | Сообщение # 33
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Вепский лес. Статус заказника он получил в 1970 году. Ботаники, собравшиеся на специальный конгресс, признали территорию эталонным участком тайги. Несколько раз охраняемую площадь увеличивали, каждый раз преодолевая мощное противодействие лесозаготовителей. Наконец, в 1991 году статус заказника был повышен до национального природного парка. Сейчас это огромный музей природы под открытым небом.
Вода размывает мостики и насыпи. Многие мосты подправлены но не все. Просто сказочный лес. Левитановские пейзажи за окном.
Вепсский лес. Указ губернатора от 1999 года. ..включение территории природного парка в структуру «экологического каркаса» Ленинградской области наряду с прочими природоохранными территориями и рекреационными зонами.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:09 | Сообщение # 34
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Места обустроены. Кастровище, столик. Чисто, сухо, уютно. Любителям вкусно пожрать и расчехлить фотоаппаратуру с дорогим объективом, тут раздолье. Компазиционные фотосессии будут вакурат с пивом. Можно и на телефон у мангала.
Зверушки устраивают плотины. Зайки лазят.
Живописный лес, много ручьёв и оврагов. Много песка. Еду к дороге по которой меня река Ножема не пустила своим разливом в бытность в 2022году. От Белозерска в Винницы.
Погоды хорошие солнышко, комаров нет, прохладно. Ночью мороз до -6 градусов был. В лесах снег лежит иногда. Ноут бук исправно работает от преобразователя с синусом. Антена спутники ловит, космоснимки рулят.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:10 | Сообщение # 35
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Карты эту дорогу не видят. Если заблужусь в лесу одену куртку на изнанку. Мне важно на центральную магистральную лесовозку выехать, а потом уже принять решение о дальнейшем маршруте. Заготовлены на всякий случай пять направлений и 800 гигоф Картографий с космоснимками высокого разрешения.
Выезжаю на центральную лесовозку. Уфф. Можно выдохнуть. Жпс ориентирование от Оятских Вепсов к Шимозерским Вепсам, прошло удачно. Теперь можно включить на компутере, народную ОSМ карту.
Википедия мягко обходит вопрос о смене религий у Вепсов. Языческой на христианскую. Вепсы исповедуют православное христианство, но достаточно долгое время для них была характерна языческая вера. Они, как и большинство народов, верили в бога солнца, духа леса. Это помогало им справиться с трудностями, которые "гарантировала" жизнь в дикой природе. Славяне, потом Новгородцы, крестьяне и вслед за ними монахи начали проникать к племенам ,,весь,, Распространение православия. Огнем и мечем крестили новгородцев а затем и в леса посылали мессионеров.
Решительную борьбу с ними начал поставленный в 1526 году на новгородскую кафедру архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский и всея Руси и составитель знаменитых «Макарьевских великих четий-миней». В январе 1534 года он направил послание на имя великого князя Ивана Васильевича, в котором с тревогой писал, что в его архиепископии процветает язычество: «…слышав в своей епископии, пастве Христова стада, прелесть кумирскую около окрестных градов Великого Новаграда, Вотской пятине, в Чуди и в Ижоре. в тех местах прельщаемы человецы от невидимого врага дьявола». И хотя в Русской земле все «скверные мольбища идольские» были разорены после крещения, но «в Чуди, и в Ижоре, и в Кореле, и во многих русских местах в преждереченных оные скверные мольбища идольские удержашася».
Далее Макарий пишет: «Суть же скверные мольбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники и горы, и холмы, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и просто рещи все твари, поклоняхуся я ко Богу, и чтяху, и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы».
Уничтожение вековых традиций, капищ и курганов. Вепсской культуры, быта и обрядов. Все уважение к природе к духам населяющих ее становятся не легитимными. Пришла новая религия с храмами, обратить «диких людей» в веру. Туда нужно теперь ходить и искать спасение от первородного греха и платить церковный оброк. Потом пришло учение Маркса Карла Ге́нриха. Пролетарий начал объединяться и объявил что вся религия это опиум для народа. Все церкви стали уничтожать или использовать в своих коммунистических коммунах. Что бы трудящиеся массы избавлялись от религиозного гнета эксплуататорского капитализма. Этому ничто не мешало. Одни завоеватели сменили других, но традиции Вепсов глубокими корнями остались и в быту и в уважении к хозяину леса и природе. Потом Хрущев и объединение колхозов. Не рентабельные деревни. Людей вынуждают бросать дома, хозяйство, огород и ехать в райцентр заселяясь в двухэтажных бараках в комнате с общей кухней и сортиром во дворе. История снова повторяется. ,,Мощная славянская колонизация кардинально изменила этническую карту региона. Тем не менее на основной территории своего расселения — в Межозерье — вепсы продолжали развивать свою культуру, оказывали собственное влияние на новое окружение.
Усиление феодального и религиозного гнёта заставляло вепсов искать от него избавления, расселяясь в различных направлениях.,, Дефендер 110. 2008г.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:10 | Сообщение # 36
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
В этот раз Хозяин леса позволил мне лазить без приключений. Но иногда были грунтовые дороги с глубокими проемами от воды, куда собственно и не надо суваться, туда и не сувался. Одному таскать лебедку с веревками как то скучно. А в случае чего на буксир некому взять, пешочком по лесу до деревни уже достаточно далековато ходить и косолапые лазят, а ночью еще лешие и водяные у болот шастают сверкают красными глазами и воют как волки. Вырулив на главную грунтовку на которую выходят сотни маленьких грунтовок, вздохнул и теперь надо определица(ться) с количеством воды на дороге у реки. Туда и направляюсь.
Река Ножема. Вепсское название. Сегодня она тихая и спокойная, течет в своем русле.
...у обрусевших вепсов Белозерского края зафиксирован термин черандак. Он происходит от вепсского глагола ciraita 'журчать', связанного с шумом текущей воды. Считается, что Черандак — это злой дух, который каждую весну ломает лед в реках, проходя путь от устья Ковжи до Шексны.
Это языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное "осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее"
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:12 | Сообщение # 37
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Еду к Шимозеру. Дорога рельефная и с лужами. Но дно каменистое. Исторические места проживания Шимозерских Вепсов. Древние тракты соединяли поселения Вепсов, проложенные через овраги, болота и по берегам озер. Ездили в гости, устраивали ярмарки, торговали. На всех ярмарках можно было купить гончарные изделия: миски, горшки, рукомойники, кувшины и глиняные игрушки. Их обжигали вепсские мастера с берегов Ояти, где находились залежи глины желтого и красного цветов. Только в нескольких деревнях за один год делали 400 000 горшков! Их везли на продажу в Олонецкую и Новгородскую губернии, Санкт-Петербург, Петрозаводск и даже Финляндию.
В некоторые глубоких лужах удавалось снизить уровень воды. Лопатой канаву в сторону капал и уровень снижался на 20-30см. Да и редуктора остывали пока мелиорацией занимался.
Фольклор Вепсов не оставляет быть равнодушным. folk-lore — «народная мудрость» Проста, но красива была одежда вепсов. Белое льняное полотно они окрашивали природными средствами, используя луковую шелуху, ягоды, сажу, кору. Например, ольховая кора придавала тканям красно-коричный цвет, а синий цвет получали с помощью черники.
Каждый исполнитель тут то же самодостаточный в своей роли. Режиссер данной съемки удачно нашел решение, снять общим планом ,,как в театре,, Зритель сам смотрин на исполнителей и никой мельтишни.
VarastA. Kala
Песня, старинное Вепское заклинание. ,,Как хороши Вепские озера и реки... а если еще и с уловом рыбы повезет. то ноги сами рыбака ведут домой. Вот радость детям будет. А если даже не повезет с уловом то Вепсам достаточно красоты родной природы. Дефендер 110. 2008г.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:16 | Сообщение # 38
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Шимозерье. Тут есть озеро которое иногда с периодичностью в несколько лет, уходит в землю, потом снова наполняется. Версий много разных, но на основе гидрологических предположений.
,,Шимозеро не имеет поверхностных стоков и относится к бассейну реки Мегры, впадающей в Онежское озеро. Соединено протокой с Долгозером, впадает Векшручей, а также Сюрьга, несущая воды Линжозера и Яньдозера. Все четыре водоёма представляют собой бессточную область[4]. На озере несколько островов, самый крупный — Неростров. Ранее окрестности озера населяли вепсы, сейчас все сёла (Бабинская, Захарьевская, Ивановская, Фоминская, Яковлевская, Кузнецовская[1]) нежилые.,,
На перекрестке поворачиваю на право к озеру Черная Яма — Musthoud по-вепсски . Вода которого уходит под землю вместе с рыбой.. Еду по ровной грунтовке, как позже выяснил что эту дорогу отсыпали в 90-х годах когда пытались возродить Шимозерские деревни. Дорогу назвали Вепское шоссе, проложенную от Шимозерья до деревни Пелкасска. Сейчас это урочища ( не жилые) Ивановская, Ермолинская и Захарьевская.
Пешочком 350 метров, строго на Север. Ручей подскажет куда идти. Внимательно нужно учитывать прецессию и нутацию земной оси в магнитном поле. Датум для аппроксимации эллипсоида к геоиду. Компаса нет, но тут как бы все ясно и понятно.
Ручей.
Озеро Черная Яма. Соединяется протокой с Шимозером.
Шимозеро состоит как бы из двух водоемов. Один из них - глубокий, с котловинами на дне, другой (Пюгкозеро) - мелководный, с ровным глинистым дном. Из него-то и берет начало ручей, стекающий в Черную Яму. Как и другие карстовые воронки.
Верхний диаметр карстовой воронки составляет около 150 метров, а нижний примерно – 40 метров. Ведет она в подземную реку с довольно быстрым течением. Вместе с водой в эту воронку уходит и рыба, затем через неопределенное время - от одного до нескольких лет - вода из подземной реки начинает заполнять карстовую воронку и заливать высохшее пространство дна озера, пока не заполнит водоем до максимального уровня. Вместе с водой из подземной реки возвращается и рыба.
Тайна карстовой воронки, называемой Черной ямой, до сих пор не разгадана.
,,...перед тем как озеро «засосать», «Чёрная яма» начинает вибрировать и вся рыба уходит в дальнюю часть озера которая не сливается.
Вода из Шимозера начинает уходить обычно под зиму, иногда в конце зимы. Площадь озера при этом сокращается более чем вдвое, на месте Пюгкозера остается лишь ручей, с шумом устремляющийся в Черную Яму. Когда же уровень воды становится еще ниже, ручей перестает течь.
В Вытегорском районе располагается несколько десятков периодически исчезающих озёр, из которых крупнейшими являются Шимозеро, Куштозеро, Долгое, Лихтозеро, Качозеро, Ундозеро. В дне этих водоёмов существуют карстовые воронки, или пучины, глубина которых в несколько раз превышает среднюю глубину водоёмов и составляет 10–20 метров.
Так, воронка на дне Куштозера имеет глубину более 11 метров, Шимозера — 21 метр. Форма пучин строго округлая, с почти нерасчленённой бровкой. Предполагается, что из Шимозера вода уходит в реку Ножему, из Куштозера — в Онежское озеро, из Ундозера — в реку Ковжу и Белое озеро. Длина подземных каналов — от 5 до 12 километров.
Короткой речкой Кудомой Шимоэеро соединяется с мелководным и потому оправдывающим свое название Грязнозером, а то в свою очередь - с живописным Долгозером. Оно действительно "долгое": при длине более пяти километров средняя ширина озера едва достигает двухсот метров. На дне Долгозера тоже есть поглощающая воронка, которую, как бы в противоположность Черной Яме, зовут Белой Ямой. Обнаружить ее при полной воде удается лишь при промере глубин, а открывается для стока она гораздо реже, чем Черная Яма.
Можно дневку организовать. Место тихое и сухое. Основные виды ихтиофауны водоёма — плотва.
Из воспоминаний ...
Не забыли и про озера. По предложению участников экспедиции, среди которых были и те, кто участвовал в той первой "озерной", были образованы несколько гидрологических заказников. На Вепсовской возвышенности это "Шимозерский", "Лухтозерский", "Куштозерский", "Ежозерский"; в пределах Андомской возвышенности на севере района - "Сойдозерский", там же ландшафтный заказник "Янсорский" с Янсорским озером, где сохранилась популяция довольно редкого растения, занесенного в Красную книгу природы, - лобелии Дортманна. Более подробно об этих и других заказниках Вытегорского района желающие могут прочитать в книге "Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области"11. В заказниках, в отличие от заповедников, хозяйственная деятельность не прекращается, она лишь определенным образом ограничивается. Так, вокруг озер установлена полоса километровой ширины, где запрещены рубки леса. Это совершенно необходимо для сохранения как чистоты, так и естественного водного режима водоемов. Для периодически исчезающих озер решение особенно важное, ведь такие озера редки не только в нашей области: их перечень входит во все мировые сводки карстовых озер. Мы покидали Вытегорье с сознанием честно выполненной работы, и каждый из нас оставлял здесь частицу своего сердца, надеясь когда-нибудь еще вернуться сюда и увидеть природу этого края такой, какой запечатлелась она в те памятные дни 1971 года.
Сегодня лесные вырубки подкрались на 1.5 км от Шимозера а можт и ближе.
Дата: Понедельник, 17.06.2024, 22:17 | Сообщение # 40
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29137
Статус: Offline
Вибрации не было а вот азимут к машине терял. Невероятно. Каждое дерево с тенью это и есть стрелки компаса в 14 часов. Ручей как то в лесу пропал или высох. Но Вышел на дорогу совсем не там где планировал. Повербанк нужен. Для навигатора. Лесные духи немного поиграли со мной.
Слазил, посмотрел. Сливное отверсти заткнуто. Воды много. Лес с завалами два раза навернулся. Торопиться тут не надо. Второй раз упал в холодную лужу, теперь с мокрой задницей путешествую по берегу озера. Ученые и исследователи втирают нам про подземную реку, которая с большим течение. Интересно как выглядит подземная река? Рассказывают про сливное отверстие что это ил и прочее затыкают вход в реку.
Вид из аппроксимированной лужи.
Теперь надо прогуляться, полазить по Вепсским деревушкам вокруг Шимозера. Людей много проживало в этом глухом месте, но с ,,церковным гнетом,, пришлось смириться, он и сюда пришел. Новгородский владыка активно учинял миссионерскую деятельность. Построили храм в 1800 году, но одного прихода не достаточно с деревянной церковью. В 1808 году рядом строят каменный храм с колокольней. Кирпич из далека возили. Приходская школа, больница. Сейчас находятся в составе гидрологического заказника. Дефендер 110. 2008г.