Суббота, 23.11.2024, 14:40
668570 Избушка ,,Дефендеры ГЕНРИ,,
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Добрый человек · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Вепсский лес. Шимозерье 2024. (8-12 Мая) заметки.
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:49 | Сообщение # 61
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Смотровая площадка. На том берегу видна усадьба Хвалевское.

Усадьбу «Хвалевское» непосредственно планировал и строил Николай Александрович Качалов (1818—1891), тайный советник, губернатор Архангельска, руководитель Таможни Российской империи, близкий соратник царя Александра III. В 1855—1863 годах Н. А. Качалов был предводителем дворянства Белозерского уезда и имение «Хвалевское» принимало гостей как из всего уезда так и из столицы и других уголков России





Река Суда.
Примечательно что село расположено на широте центра Санкт-Петербурга и долготе центра Соловецких островов. Через центр села проходит меридиан 36 градусов восточной долготы.
Касательно названия села, согласно одной из версий возможно что село основано при Борисе Годунове и названо в его честь.





Дальше асфальт сменяется грунтовкой и обратно.





Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:49 | Сообщение # 62
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Беседки обычно стоят там где лесовозы вывозят лес, выезжая с просеки.
Можт это для учетчиков ставили сколько машин проехало загруженными.
Выходные и праздники но лесовозы трудятся. У меня появилась возможность ноги размять и кофию исписть с вкусностями. Дождь меняется на снег и темнеет. Наблюдать за стихией с пряником под крышей необычно.









Снег пошел стеной.





Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:51 | Сообщение # 63
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline


Церковь Михаила Архангела в Крае





Горка





Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1823 год





Дорога дальше интересная. На картах она не указана. На космоснимках еще не видно.
Но по дороге стал замечать каменные инсталяции.















..........................................................................................


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:52 | Сообщение # 64
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Люди верили, что их повсюду окружает "живая сознательная сила", с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой "силе" в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов.
Языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное "осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее"

Гораздо более устойчивым в вепсской мифологии оказался ее так называемый "низший слой" - духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисляемые церковью к разряду "нечисти".



Но самым популярным среди духов-хозяев у вепсов был и остается "хозяин" леса.
Он известен под множеством названий, по которым можно наметить некоторые стадии развития народного мировоззрения.
Первоначально объектом обожествления был сам лес (тес), потом произошло выделение духа лесной стихии - mechiine, korbhiine (букв, "лесовой").
Со временем он наделяется антропоморфными чертами и становится "лесным человеком" (mecamez), а затем "хозяином" (Hand) (Владыкин, 1994. С. 97).




Некоторые композиции стоят у дороги. А некоторые совсем в лесу. Каменные сейды.
Высокие около двух метров и камни большие. Двоем или троем собрать не получиться.
Размеры разные, есть маленькие ,,инсталяции,, наверно что то символизируют или обозначают.
Вродь б место силы или капища древнего.
Для вепсов, искони живущих среди лесов, сверхъестественными свойствами наделялись определенные виды деревьев и кустарников, в частности - береза, ольха, ель и рябина (Владыкин, 1994. С. 120).







В представленных о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой — таил всевозможные опасности. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота, но он мог и сбить путника или скот с дороги, напустить на него диких зверей. Чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночевке под деревьями, а также жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так, закончив сбор "даров леса", следовало принеси жертву в виде части ягод и грибов, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог (Винокурова, 1994 а. С. 27). Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор.





Не менее почитаемым, чем леший, был в прошлом водяной, но вера в него до сегодняшнего времени мало сохранилась. В представлениях вепсов о водяном также отразились различные стадии олицетворения водных объектов.
У вепсов появились дух-хозяин озера (jarvenizand) и "хозяйка ручья" (ojanemag). Что касается реки, то специального вепсского названия для ее духа-хозяина пока обнаружить не удалось. Правда, у обрусевших вепсов Белозерского края зафиксирован термин черандак.

Он происходит от вепсского глагола ciraita 'журчать', связанного с шумом текущей воды. Считается, что Черандак — это злой дух, который каждую весну ломает лед в реках, проходя путь от устья Ковжи до Шексны (Черепанова, 1983. С. 86).








Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:52 | Сообщение # 65
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Конец Мондра
Название деревни крепиться на трехметровую высоту и так везде где деревушки на проселочных дорогах стоят. Каменные инсталляции и тут появились. Два года назад их не было.
По легендам вродь б Мондр, туманный зверь.
Мондры сами из тумана и питаются им же. Наверное они и есть - туман, но иногда их все-таки можно увидеть в их удивительной форме.





Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.


VarastA -Chocho


В Вепсской деревне как и в любой другой
всегда был главный балагур
А в наших деревнях его звали Чочо
Чочо сидел на завалинке
а мыши в это время подмитали метлой избу
Петух с ведром пошел на речку
Курочка штопала домашним жителям одежду
и все дела переделаны
Молодец Чочо


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:54 | Сообщение # 66
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Конец Мондра.

Рядом большие болота с геометрически правильными ,,лесаполосами,, круглые озера внутри.
Карта названия болот не указывает. Поляны в лесу которые никогда не зарастают.





Эти ,,лесополосы,, по всему Вепскому лесу на сотни километров, от Ладоги до Твери.
Точно такие же и в Архангельской области то же в основном у болот.



Деревушка в стороне от грунтовки. Прошвырнулся но в дома не заходил.
Посмотрел на соседние поселения. Ветер гуляет.














.













Некоторые дома заперты на замок, другие палочкой двери приперты.
Деревушки пейзажные, поля, лес рядом, людей нет. Тихо но никого.





Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:54 | Сообщение # 67
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
п

Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:55 | Сообщение # 68
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Прокатился по окрестностям. Много вышек охотничьих, наверно зверье гоняют.
Что характерно, в Конце Мондра и рядом в деревушках заменили столбы деревянные с электричеством на новые железобетонные.
В одной деревне телефонный аппарат демонтировали. Мусорного бака синенькага нету. Это главные атрибуты жилой деревни.
Теперь это называется урочище и из реестра населенных пунктов наверно вычеркнуто.
Но столбы новые и провода, вот только тут уже никто не живет даже ,,дачники,,
Воистину чудны дела твои Господи.

















Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:56 | Сообщение # 69
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
До Белозерска осталось 80 километров по живописной с поворотами дороге. Дорожные знаки только указательные. Автодор тут не злоупотребляет ограничениями и предупреждениями и я не тороплюсь. За окном руины коровников и бывших колхозов наследие перестройки. Белозерским Вепсам досталось изрядно. Люди покидают эти места, дома стоят пустые и разрушаются. Кое где видна жизнь в виде припаркованной машины и нового забора. Грустное зрелище.



.................................................................................

Перкумзь





Перкумзь, в переводе с Вепсского ,,Дальнее поле в лесу,,
Деревня, возникшая на заднем (дальнем) поле в лесу (подсеке), получила название Перагумезь, изменившееся впоследствии в Перкумзь.

Как вариант это именно те участки в лесу которые не зарастают. Вепсы дали им название Перагумезь





Мусорники ставят около телефонной будки дуэтом, наверно и туалетную кабинку скоро ставить будут у дороги.
Вывески озона не хватает до полной цивилизации.

















Пришло лето красное
Берем косы, грабли
И с Вепсскою песней идем на сенокос
Рядом журчит ручей
с чистой студеной водой
К песне присоеденяется хор лесника
хорошо в эту пору
трава собрана для любимой коровушке
будет молочко и будут детки сыты


....................................................................................


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Вторник, 18.06.2024, 10:56 | Сообщение # 70
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29122
Статус: Offline
Кто то заботится о камушке. Травка прибрана, валун чистый. Ответа пока не нашел, кто так заботливо ухаживает за ,,каменными инсталяциями,,











Кот конкрентный с ухом.







Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ульянкино.
https://yandex.ru/maps....z=15.19
Культурное наследие.







Видны остатки кладбища, руины храма и мерзость запустения.









Дефендер 110. 2008г.
 
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz