Смотровая площадка. На том берегу видна усадьба Хвалевское.
Усадьбу «Хвалевское» непосредственно планировал и строил Николай Александрович Качалов (1818—1891), тайный советник, губернатор Архангельска, руководитель Таможни Российской империи, близкий соратник царя Александра III. В 1855—1863 годах Н. А. Качалов был предводителем дворянства Белозерского уезда и имение «Хвалевское» принимало гостей как из всего уезда так и из столицы и других уголков России
Река Суда. Примечательно что село расположено на широте центра Санкт-Петербурга и долготе центра Соловецких островов. Через центр села проходит меридиан 36 градусов восточной долготы. Касательно названия села, согласно одной из версий возможно что село основано при Борисе Годунове и названо в его честь.
Беседки обычно стоят там где лесовозы вывозят лес, выезжая с просеки. Можт это для учетчиков ставили сколько машин проехало загруженными. Выходные и праздники но лесовозы трудятся. У меня появилась возможность ноги размять и кофию исписть с вкусностями. Дождь меняется на снег и темнеет. Наблюдать за стихией с пряником под крышей необычно.
Люди верили, что их повсюду окружает "живая сознательная сила", с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой "силе" в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное "осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее"
Гораздо более устойчивым в вепсской мифологии оказался ее так называемый "низший слой" - духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисляемые церковью к разряду "нечисти".
Но самым популярным среди духов-хозяев у вепсов был и остается "хозяин" леса. Он известен под множеством названий, по которым можно наметить некоторые стадии развития народного мировоззрения. Первоначально объектом обожествления был сам лес (тес), потом произошло выделение духа лесной стихии - mechiine, korbhiine (букв, "лесовой"). Со временем он наделяется антропоморфными чертами и становится "лесным человеком" (mecamez), а затем "хозяином" (Hand) (Владыкин, 1994. С. 97).
Некоторые композиции стоят у дороги. А некоторые совсем в лесу. Каменные сейды. Высокие около двух метров и камни большие. Двоем или троем собрать не получиться. Размеры разные, есть маленькие ,,инсталяции,, наверно что то символизируют или обозначают. Вродь б место силы или капища древнего. Для вепсов, искони живущих среди лесов, сверхъестественными свойствами наделялись определенные виды деревьев и кустарников, в частности - береза, ольха, ель и рябина (Владыкин, 1994. С. 120).
В представленных о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой — таил всевозможные опасности. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота, но он мог и сбить путника или скот с дороги, напустить на него диких зверей. Чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночевке под деревьями, а также жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так, закончив сбор "даров леса", следовало принеси жертву в виде части ягод и грибов, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог (Винокурова, 1994 а. С. 27). Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор.
Не менее почитаемым, чем леший, был в прошлом водяной, но вера в него до сегодняшнего времени мало сохранилась. В представлениях вепсов о водяном также отразились различные стадии олицетворения водных объектов. У вепсов появились дух-хозяин озера (jarvenizand) и "хозяйка ручья" (ojanemag). Что касается реки, то специального вепсского названия для ее духа-хозяина пока обнаружить не удалось. Правда, у обрусевших вепсов Белозерского края зафиксирован термин черандак.
Он происходит от вепсского глагола ciraita 'журчать', связанного с шумом текущей воды. Считается, что Черандак — это злой дух, который каждую весну ломает лед в реках, проходя путь от устья Ковжи до Шексны (Черепанова, 1983. С. 86).
Конец Мондра Название деревни крепиться на трехметровую высоту и так везде где деревушки на проселочных дорогах стоят. Каменные инсталляции и тут появились. Два года назад их не было. По легендам вродь б Мондр, туманный зверь. Мондры сами из тумана и питаются им же. Наверное они и есть - туман, но иногда их все-таки можно увидеть в их удивительной форме.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.
VarastA -Chocho
В Вепсской деревне как и в любой другой всегда был главный балагур А в наших деревнях его звали Чочо Чочо сидел на завалинке а мыши в это время подмитали метлой избу Петух с ведром пошел на речку Курочка штопала домашним жителям одежду и все дела переделаны Молодец Чочо Дефендер 110. 2008г.
Рядом большие болота с геометрически правильными ,,лесаполосами,, круглые озера внутри. Карта названия болот не указывает. Поляны в лесу которые никогда не зарастают.
Эти ,,лесополосы,, по всему Вепскому лесу на сотни километров, от Ладоги до Твери. Точно такие же и в Архангельской области то же в основном у болот.
Деревушка в стороне от грунтовки. Прошвырнулся но в дома не заходил. Посмотрел на соседние поселения. Ветер гуляет.
.
Некоторые дома заперты на замок, другие палочкой двери приперты. Деревушки пейзажные, поля, лес рядом, людей нет. Тихо но никого.
Прокатился по окрестностям. Много вышек охотничьих, наверно зверье гоняют. Что характерно, в Конце Мондра и рядом в деревушках заменили столбы деревянные с электричеством на новые железобетонные. В одной деревне телефонный аппарат демонтировали. Мусорного бака синенькага нету. Это главные атрибуты жилой деревни. Теперь это называется урочище и из реестра населенных пунктов наверно вычеркнуто. Но столбы новые и провода, вот только тут уже никто не живет даже ,,дачники,, Воистину чудны дела твои Господи.
До Белозерска осталось 80 километров по живописной с поворотами дороге. Дорожные знаки только указательные. Автодор тут не злоупотребляет ограничениями и предупреждениями и я не тороплюсь. За окном руины коровников и бывших колхозов наследие перестройки. Белозерским Вепсам досталось изрядно. Люди покидают эти места, дома стоят пустые и разрушаются. Кое где видна жизнь в виде припаркованной машины и нового забора. Грустное зрелище.
Перкумзь, в переводе с Вепсского ,,Дальнее поле в лесу,, Деревня, возникшая на заднем (дальнем) поле в лесу (подсеке), получила название Перагумезь, изменившееся впоследствии в Перкумзь.
Как вариант это именно те участки в лесу которые не зарастают. Вепсы дали им название Перагумезь
Мусорники ставят около телефонной будки дуэтом, наверно и туалетную кабинку скоро ставить будут у дороги. Вывески озона не хватает до полной цивилизации.
Пришло лето красное Берем косы, грабли И с Вепсскою песней идем на сенокос Рядом журчит ручей с чистой студеной водой К песне присоеденяется хор лесника хорошо в эту пору трава собрана для любимой коровушке будет молочко и будут детки сыты