cmex | Дата: Вторник, 15.01.2013, 11:48 | Сообщение # 41 |
Специалист
Группа: Друзья
Сообщений: 213
Статус: Offline
| В POI:
Церковь Николая Чудотворца с.Николо-Чудцы (1808 г.), святой источник вытекает из-под фундамента полуразрушенной церкви Николы-Чудца, впадает в реку Кострома.
Про ЧУДЬ:
Чудца - это местное наименование населения с.Дьяконова и расположенных вокруг него двух десятков деревень. Сейчас они относятся к Буйскому р-ну, а еще в начале XX в. - к Солигаличскому у. Группа очень изолированная от обоих центров. Дорогу, соединившую Дьяконово с Буем, построили только два-три года назад. С Солигаличем тоже стабильной связи не было: местные жители вспоминают, каким праздником было прибытие раз в год с верховй р.Костромы баржи - "тихвинки", на которой из Солигалича привозили ситцы, конфеты и прочую городскую экзотику. На этой страничке - материалы о самосознании чудцы как локально-этнографической группы.
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская аддминистрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…
Про поселянок:
.....сама чудца славилась своей "добротой" (в ситуации приема гостей), т.е. в общественном мнении по преимуществу принимала (а не поставляла) гостей, это должно означать, что она традиционно поставляла жен для окружавших ее локальных групп. Заметим, что в преданиях источником жен обычно выступает более старая, автохтонная на данной территории, группа. Один из обычных мотивов преданий о заселении мест и основании деревень – женитьба пришельцев на местных женщинах. Пришельцы, как правило, это небольшое мужское сообщество (2 – 5 человек): беглые, дезертиры, разбойники, нередко братья. Женившись на местных женщинах, они начинают строиться, расчищают поля, т.е. дают начало новому селению. Подобный мотив в скрытом виде присутствует и в приводившемся выше предании об основании правобережных деревень чудцы пятью братьями – сыновьями пришельца......
Красота:
...... относительно внешних качеств чудцы зафиксирован среди жителей Тутки, которые считают чудцовских девушек самыми красивыми: "А шо там девчонки были – как куклы, теперь таких девок и не делают (смеется). Да. Как куклы, как куклы были дявчонки. Теперь таких девок и нет. Я не знаю, чему так? Такие аккуратненькие, полненькие, кругленькие" (с.Калинино, Ж ок.1925 г.р.). "Хорошие тетки из чудцы были! Из Анциферова у нас там была женщина… из Печенги вышла на Тутку замуж. Вот и… из Калинина (не села Калинино, а одноименной деревни в Чудце. – Т.Щ.) тоже на Тутку замуж вышла" (с.Калинино, Ж ок.1930 г.р.). Разговоры о красоте чудцовских девушек связаны обычно с темой замужества. Фактически речь идет о брачной привлекательности. Заметим, что из интервью с чудцанками, специально посвященных представлениям о красоте, выяснилось, что красота бывает у девушек от 16 – 17 лет до замужества или потери девичьей чести; что она заканчивается лет в 20 – 22, когда девушка переходила из невест в старые девы. Фактически "красота" в их понимании означала привлекательность девушки в предбрачный период. Браки с чудцовскими девушками были популярны как на Тутке, так и в Пензино, Калинино, – везде, где мы фиксировали представления об их красоте. Более того, парни с Тутки не считали постыдным "войти в дом" в чудцу, т.е., женившись на чудцанке, жить в доме родителей ее жены......
Из разговоров:
- Чудца да чудца. Все чудца. Так. Здесь вся округа называется чудца. А туды еще километров пятнадцать - там Тутка. Там было много деревень. Сейчас ничего не осталось. З дома… Тутка стоит на реке Тутке. Перва была село, потом Малышкино, Тыколово, Гарь, Пастрожицыно, - 5 деревень, да Кордоба был, Кордон. Ну, леспромхоз, там работали. Я вот еще маленькая была, помню, сымали колокола. Бабушка наша Наталья: - О-о-о! - И заревела. Война ли, после войны были - колокола-то сымали с церквов-то… (с)
Сообщение отредактировал cmex - Вторник, 15.01.2013, 11:49 |
|
| |
cmex | Дата: Понедельник, 21.01.2013, 16:31 | Сообщение # 45 |
Специалист
Группа: Друзья
Сообщений: 213
Статус: Offline
| Продолжаем:
Центр "Зарековья" - село Натальино
Палкина Анна Михайловна, 1925 г.р. "Дорожная пища.
- А в дорогу что брали с собой?
- А в дорогу куды? - Не ходили никуда? - Не ходили.
Муж у меня в Ленинград поедет когда в гости, я напеку баранков - это из пресного так называются теста. И из муки второго сорта: первого не было. И то еще на пекарне возьму… ну вот: пресно тесто, так - бараночки делали. Он приехал туда, у их собака большая, подал - ой, собака-то не ест, говорит, наши гостинцы! Они, говорит, там булку с колбасой едят. Ну, нам какая булка? Так. Так что наши девки выросли ненабалованные.
- В гостинцы что везли?
- Да летом-то что везти? Яиц, поди. Только. А зимой - мясо. Своим родным.
- А сюда что везли?
- А сюда перво чего? Баранков везли да карамель. Из Ленинграда."
Грушина (дев.Добрецова) Анна Сергеевна, 1924 г.р. "Святые источники.
- Здесь в округе есть какие-нибудь места примечательные? Колодцы святые?
- Все считают, что вот у церкви есть колодец святой. В Чудце. Да все говорят, все излечаются, а уж излечаются - не излечаются, от этой воды и все. Да уж воду надо брать не так, что: прибежала, поддела и все. Как из этого колодца. Дак ведь надо ее брать-то с усердием. Дак что я вот: верую, верю, что, значит, меня исцелит. А не так, что: прибежал, поддевся и ушел."
"Легенда о строительстве церкви в с.Николо-Чудца.
Церковь нашу хотели построить на той стороне речки-то. Но два раза ли три ли закладывали, и как придут-то, поработают, а на второй день, ли на третий, ли на какой - приходили? Придут - тут опять уж все кирпичи сейчас сюда перетасканы, где сейчас построена.
- На той стороне какой речки?
- Речка тут же вот, где ключик-то бяжит этот, дак вот через няго (Никольский ручей. - Т.Щ.), на том поле. Церковь-то здесь, на бугре, а на то-то, вон, через речку через эту. Так все и переносило. Так и пришлось им тута строить, куды переносили камни.
- А кто ж это, интересно, переносил?
- Бог знает, не знаю. Вот Шуру-то и спросите: она там недалеко. Да у нее и отец набожный был.
- Вообще чудца оседло жила или ездили?
- На месте жили. Здесь дорог не было. Дорогу-то только недавно сделали, дак ездить-то некому по ней.
- Как это?
- А чего? Одни старики ведь остались, дак много ли?
- А почему одни старики?
- Это, милые, дело уж политическое… А как колхозы стали разваливаться, так все и поехали.
- Это вот сейчас уже, последние десять лет?
- Да конечно! Столько что ли у нас домов было? Двадцать семь домов было! А в Дьяконове? Дьяконово ведь на целый километр деревня! Как колхозы все разрушили, как сельско хозяйство в деревнях разрушилося, так все и поехали."
"Водит
- Не рассказывали, что водит где-то бывает?
- Рассказывали, да это пустое все. Да говорят, что вот ушел, ушел, идет -идет и не знаю, куда иду. А как очнуся - ой! Да вот один мужик в Шалыково пошел, да увело, говорит, меня. Не больно я и пьяный был. Все иду, говорит, иду. Давно бы уж надо добраться, а я еще иду. Да как вспомянул Бога-то, так в Юрицких, говорит, очутился. И как, говорит, пришел-то черезо всю… ведь никаких - дороги-то здесь нету.
- А чтобы не водило, что делали?
- Никогда не выходи на улицу не благословясь! Пословица такая. "Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!" … Все сядут, посидят немножко и поедут. Благословляли. И когда замуж выходят. Иконой. Каравай хлеба выташшат, икону берут. А что говорят, не знаю.
- А в дорогу что берут, какие обереги?
- Да уж без крестика не идут в дорогу.
- А крестик можно на дороге поднять?
- Не знаю. Все говорят, не берут железо с дороги. Нехорошо. А что нехорошо, то я не знаю. А може, все это зря?.."
"Лесная избушка
- А в лесах избушки делали?
- Для сенокоса у нас была раньше - здесь нету сенокоса близко. В Корегу уезжали. Дак там избушка была. В избушке жили. Из деревьев срублена та избушка, нары сделаны и там чтобы спать-то. Калитка. Комаров налезет, да…
- А печка была там?
- Ничего там не было. Вот на полу костер разложим из прутьев, чтоб комары-то повылетели. Вот так и жили там, с комарами."Добавлено (21.01.2013, 13:22) --------------------------------------------- Мухина Наталья Фатеевна, 1925 г.р
"Чудца
- А почему здешний народ "чудца" называется?
(Н.Ф.): - Чудца да чудца. Все чудца. Так. Здесь вся округа называется чудца. А туды еще километров пятнадцать - там Тутка. Там было много деревень. Сейчас ничего не осталось. З дома… тутка стоит на реке Тутке. Перва была село, потом Малышкино, Тыколово, Гарь, Пастрожицыно, - 5 деревень, да Кордоба был, Кордон. Ну, леспромхоз, там работали. Я вот еще маленькая была, помню, сымали колокола. Бабушка наша Наталья: - О-о-о! - И заревела. Война ли, после войны были - колокола-то сымали с церквов-то…
(Н.Ф.): - Чудца, белоглазая чудца.
- А почему белоглазая?
Дураки чудца, говорили, - ни одного умного не было. И сейчас, желанна, так же, аккурат, поди, так. Говорят, что кур доят…" Замуж (я) вышла из Лисавина, это тоже чудца.
"Муж. Глава семьи.
- А какой муж - плохой?
А чем плохой? Может, друг дружке разонравятся и все.
- Раньше было такое, что муж бьет жену?
- Ну, раньше-то, может, и били, а теперь нихто поди, рот не разинет. Нонче сами набьют. Нонче сами…
- А кто глава семьи обычно бывает?
- А на мужика глядя. Если мужик ведет в порядке с первого года в доме, в хозяйстве все, значит, и мужик. Можно мужика слушать. А если мужик ни туда, ни сюда, дак нафиг он (смех). А жена на себя больно не берет, и таких не почитает. По мужику глядя. Какой мужик должен быть? Рабочий. Заботился об семье. Заботится он. Как это у нас: он хороший. Трое деток, значит, он заботится. Воспитывает их, кормит, учит.
- А чему нужно детей учить?
- А чтобы и в школе хорошо себя вели, чтобы и обижать не обижали, чтобы и рот не разевал. Мужики уж… редко хороший попадает. Если пьянчуга попадет, дак… баба-то только мается.
Качули были высокие, на столбах качались. Одни робята на ногах качалися. Встанут на ноги, качаются.
- Девочек и мальчиков по-разному воспитывали?
- Всех одинаково: если заработал - получай. У меня все молоденькие начали работать - семья-то большая была. Я маленькая осталася без родителей, я в чужих людях воспиталася, в Тутке, 20 км отсюда. Одиннадцатый год был… Совсем чужие любди, у них двое деток, люди хорошие. Потом я домой пришла в Лисавино, стала в колхозе боронить. Наверно, 14-ти не было. Потом дрова таскала на плечи.
- А как мальчиков воспитывать надо?
- А распускать не надо и свободу им давать не надо. Посурьезнее надо. Нет, я не люблю давать волю. Баловать страшно не люблю. Накормить люблю и баловать не люблю… А как их воспитывать? Что их воспитывать? Накормишь, нахлебаются и будут гулять - маленькие не большие.
(сын): - Дубец!
- Нет, я дубца не держала.
(сын): - Был, я помню, под матицей. - Нет, под матицей не держала дубца. У меня взгляда побоятся. Распускать нельзя, конечно. И обижать нельзя.
- А какие должны быть дети?
- А вот у меня они все самостоятельные." Добавлено (21.01.2013, 13:22) --------------------------------------------- Егерь
Около 30 лет, С.Дьяконово.
Ходили за черникой. Я еще маленькой был, лет 8 - 9. И вышла медведица с медвежатами. Она довольно агрессивно себя… чувствовала. Хотя там бабушки и в ведра стукали.
- А никого не закапывал медведь?
- Медведь закапывал. В том году двух таксаторов закопал, причем за дело. Уничтожил, закопал. Их уже потом нашли из-за того, что в куче какой-то сапоги торчали.
- Не рассказывали, что водит?
- Водит? Бывало такое. Ну вот. Есть такая деревня, Кусакино. Там девчонка пропала лет семи. А до этого еще - девчонке было лет 13 - ушла, и где-то неделю дома не было. Вышла потом, как она сама говорила, что типа того, что "меня мужик с ружьем вывел на реку". А сама вот допустим, она есть хотела. Домой пришла, ее спрашивают, вот, чо там ела, какие? - Мне, - говорит, - давали печенье, конфеты. Достает из кармана - там какашки зайца. Пища была ее на такая. Но это, може, с головой у нее было что-то. От стресса. Это от испуга все делается.
- Бабки есть, которые лечат от испуга?
- Есть. Молятся. В Буе-то есть.
- А у каждого охотника свой участок?
- Так-то нет. У нас места много, населения мало. Всем хватат. Ну, капканы-то каждый уже в своим месте ставит. Ходят по капканам. У каждого охотника был свой обход.
- есть ли вредоносный заговор, охотнику под руку читают, чтоб ружье не попало?
- Нет… Ну, когда прошлый год я ходил, вижу - лось. Все, думаю, он мой. Вот так вот бежал (показывает расстояние метров 10 - 15), уже никуда не денется. И все. Так и убежал. Два раза стрелил - не попадал. Даже не попал почему-то, хотя был сильно уверен в том, что он мой. Слишком уверен - это уже как-то… че-то внутри.
- Мясо дичи едят?
- Мясо белки - в капканы на куницу. Если собака голодная - съест. Белка - чистое мясо. Та же …чина'. Нечистое мясо считается потому, что кровь… А эта - белка - она чистая. Тот же, допустим, барсук и енот. Барсук, он питается вообще чистым: яйцами - это вообще самое чистое. Ну и барсучье сало - оно чистое. А енот - тот может падаль подобрать. У него только шкура идет. Рога не вешали в доме: как будто там жене или мужу рога наставляешь.
- На охоту какое было снаряжение?
- Если осенью, то потеплее одеться. Ремень, рюкзак, котелок, чай, - все самое необходимое. Утром рано уходишь - вечером возвращаешься.
- А припас, еду на охоту берешь?
- Обязательно. Хотя, по-стариковски-то, не принято брать, надо все в лесу взять охотнику. Соль берешь с собой, котелок. Если есть мясо дома, дак и мясо возьмешь, хлеб берешь с собой, чай.
- Добычу всю сразу домой несут?
- Пожалуйста, берут, вешала' вешают. На деревьях. Чтоб на земле не лежало., чтоб дичь не подобрала. Делают вешала: между двух деревьев палку, на нее все вешают. Тропинки шли по просекам.
- Чужую добычу никто не брал?
- В основном, этого не было. Даже не снимали. Потому что потом, не дай Бог, кто чо узнает (смех), в лес уже больше не пойдешь. Могут и… закопать. Немножко дикий закон, но и отчасти и честный закон. Раньше, когда население больше было, все было разделено, кто где. А теперь население маленькое, ходи куда хочешь. Был случай, кому-то, в общем, запихали под одежу кол большой, и отпустили (смех). Он, я не знаю, выбрался ли? Но… по-моему, он из лесу как-то вышел. И не снять одежу, и… ну, в общем, долго он шел домой. Слишком долго. Наказание было. Может, взял что не положено. Просто сам не будешь брать: это кому-то попалось, а я возьму.
- Но есть же всякие люди?
- А есть, в лес ходят так вот: раз-два вышел - такие. Те могут и обрать - они уже знают, что больше не придут. Ну хоть немного, но попадутся.
Добавлено (21.01.2013, 16:31) --------------------------------------------- ___________________________________________________________
В Натальино 5 жилых домов. Дорогу(направление) нам подтвердили
Зоны интереса видятся такие: перво-наперво"Зарековье"(там же будем решать вопрос с форсированием Костромы). Далее Дьяконово и окрестности. во-вторых Тутка и Ильинская колокольня. И завершающий этап - Екатерининский тракт и окрестности. А завершим все на высоком берегу р.Тебзы
Предварительный состав: 2 УАЗа, 3 ЛендРовера, Террана, Сурф + еще один(марка определяется).
|
|
| |