Деревушка Унежма – это десятка два домиков, разбросанных среди кочковатого луга между трех скал. От Кушереки до Унежмы больше тридцати километров, и в другую сторону – до Нюхчи – больше тридцати. До железной дороги двадцать, но пути через болота нет. Так и стоит крохотная поморская деревенька где-то на отшибе, в стороне от всех центров, и связывают ее с внешним миром телефонные провода, протянувшиеся по всему побережью. Нет здесь ни почты, ни телеграфа, а связью ведает монтер Веня[4], у которого на квартире стоит телефон. Если надо, он телеграмму передаст по телефону или примет. За почтой ездит два раза в неделю почтарь Толя[5]. Это два парня на всю деревню, да девчат в деревне нет. И ребятишек школьного возраста тоже не увидишь: с осени их отправляют в интернат. Остались здесь жить люди пожилые, а то и совсем старые.
У Кушерецкого колхоза в Унежме животноводческая ферма. Покосы тут большие, выпасы просторные.
Колхоз сюда пригоняет молодняк, а через год подросшим угоняет обратно, в Кушереку. Скот пасет пастух с ружьем – волки не шутят, это не нименьгский берег, где Евстигнеич может рассказывать байки, не заботясь о скотине, да и ружье у Евстигнеича такое, что лучше не стрелять... В Унежме волки на глазах рвут телят, как-то под самой деревней коня загрызли.
При мне пригнали телят с Кушереки, а утром недоглядели пастухи, выбрались из загона двое телят и ушли. Совсем немного времени прошло, поехали их искать. Заметили пастухи, что вороны кружат над одним местом, а когда подъехали – лежит телочка, совсем недавно загрызенная.
В другой раз я видел издали, как волк гнал оленя. Олень вбежал в воду и поплыл. Волк сначала бросился за ним, но потом повернул. Наверное, человека заметил, а олень направился в мою сторону и потом долго стоял в море, неподвижный, как изваяние.
2002г. Пока работала церковь, в Унежме жил поп с семьей, но жил очень бедно – на то, что люди принесут. В деревне также была часовня, в которой венчали перед свадьбой, был освещен колодец у Великой Вараки (горы), колодец находится недалеко от дома Ольги Григорьевны[7]. Раньше в деревне было около 120 домов. Люди занимались рыболовством, коневодством, собирательством, а земледелием не занимались. Основной одеждой женщин были сарафаны. По морю ходил пароход, который останавливался в 4 километрах от села, а до парохода добирались на лодках, так как море здесь мелкое. Близ деревни находятся несколько гор: Горушка, Варничная Варака и Великая Варака (на ней стояла часовня на берегу моря). Также как и в Кушереке, период коллективизации привел к большому оттоку населения, так как людей заставляли заниматься земледелием, а они исторически – рыболовы. Да и не росло ничего на этих заболоченных землях, кроме камней. Вот и начался здесь в 30-х годах страшный голод. Люди стали умирать. Многие уехали. .................................................................................................
На краю деревни Унежма нам встретился домик живущей здесь семьи, которая посоветовала обратиться к Куколевой Ольге Григорьевне – единственной постоянно живущей здесь старушке. Придя к ней, мы повстречали там и Лыгину[4] Марию Михайловну (она тоже родом из Унежмы). Они рассказали нам много интересных для нас фактов, и даже спели частушки.
Долго мы разговаривали с этими женщинами. Солнце уже садилось за Великую вараку. В конце беседы мы спросили Ольгу Григорьевну: «А не страшно ли целую зиму одной в деревне жить, ведь до Кушереки почти 40 км, а до ст. Унежмы около 20 км, да и дорог нет?» Ольга Григорьевна нам ответила: «Муж на фронт уходил и наказал дом и детей не бросать, и как бы трудно ни было – по людям попрошайничать не ходить. Муж с войны не вернулся[10]. После войны умирала старшая сестра и тоже наказывала здесь жить и умирать! Вот я и умираю».
Что кроется за этими последними словами старой женщины? Обиды не слышно, слез тоже… Покорность судьбе? Загадочна русская душа… Силу, уверенность, покой и мудрость видим мы в ее глазах. Для нас все это пока непостижимо… Но задело, коснулось чем-то глубинным.
. Дом, что стоит на самой окраине Унежмы, в Заполье, и смотрит окнами на обширные дикие луга, издавна был окутан тайной, о нем слагали легенды, одна ужаснее другой. В этом доме с незапамятных времен жило приведение.
фото 1970г. Меня всегда удивляло, почему наш дом отвернулся от деревни и обращен лицом на восток к безлюдным пространствам, но, видно, такова была задумка строителя – жить подальше от суеты и людского глаза. Всем нам, впрочем, нравилась идея хозяина. Так было замечательно просыпаться рано утром вместе с восходящим солнцем, заливающим золотым светом комнаты и щекочущим своими лучами сонные лица! Из окон открывался великолепный вид, а из горницы уже доносился божественный аромат только что испеченных бабушкиных пирожков с черникой и морошкой. На столе ждала крынка парного молока и стоял покряхтывающий самовар с нахлобученным на него заварным чайником. ..................................................................................
По легенде, в этом доме еще в царские времена был зверски убит хозяин (какой-то наш родственник). По другой версии, сам хозяин убил захожего гопника. Убивец не потрудился утащить труп с места преступления и закопал его прямо во «дворе» под сараем. С тех пор в сумерки неуспокоенный дух мертвеца начинал обход своих владений. Тяжело ступая по поскрипывающим половицам, он шел от сарая, вдоль комнат, до рукомойника в сенях, которым громыхал, будто пытаясь смыть с себя кровь, кашлял и вздыхал. Иногда он стучался в двери горницы. От этого стука мы в ужасе замирали и кровь стыла в наших жилах. На ночь мы запирались на все засовы, будто они могли послужить препятствием для непрошенного невидимого гостя. Ясно, что нет, но нам так было спокойнее.
фото 2008г.
Когда я видела наш бедный дом в 2000 году в последний раз, он больше походил на руины. Ничто не напоминало о его счастливой жизни, когда раздавались в нем наши голоса и звонкий смех.
Пол в комнатах был разобран моим братом Андреем, балки обрушились, так что я не могла даже попасть в переднюю. Русская печь представляла из себя груду обугленных кирпичей, стен и крыши в туалете не было, и выгребная яма, обитая досками, нелепо торчала из стены. Извоз так прогнил, что я не рискнула ступить на него из опасения провалиться. Только сарай, обчищенный неизвестными мародерами, горделиво и упрямо возвышался над перекосившимися, готовыми вот-вот рухнуть крышами жилой половины.
Закрадывалась несуразная мысль – уж не приведение ли бережет свое пристанище? Каково-то ему было видеть гибель избы и скучать в одиночестве? Даже попугать некого. Куда оно отправится, когда дом будет стерт с лица земли? Может, останется мятежный дух на заросших травой останках и будет горько оплакивать смерть родного дома, в котором когда-то жил во плоти, умер, и, невзирая на смерть, остался жить навсегда…
Дата: Воскресенье, 09.11.2014, 10:10 | Сообщение # 47
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29115
Статус: Offline
2008г дорога...
река.. N 63º52'27,3'' E 36º42'42,8'' порог Падун
землянка. Реку переходят напротив землянки по камням. Сделать это можно два раза в сутки во время отлива – в большую воду переходить лучше не пытайтесь, ждите, когда откроются камни. Желательно иметь палку, т.к. камни скользкие. Припасти эту палку нужно заранее, ещё двигаясь по тропе вдоль реки, т. к. у землянки нет ни деревьев, ни кустов.
PowerPot (ПауэрПот) это котелок-зарядка, работающий на принципе термоэлектрического генератора. Вы готовите еду или кипятите воду, и заряжаете любое устройство через USB розетку.