Остановимся и посмотрим о чем нам рассказывает заведующая научным отделом Кирилло-Белозерского музея-заповедника Людмила Теребова. С улыбкой на лице.
,,Прогуливаясь по территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, нельзя не заметить, что площадка у Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозерского вымощена надгробными плитами. Мощение было сделано в конце XVIII века, и многие камни на этой дорожке до сих пор хранят имена монахов, которые жили ранее в Кирилло-Белозерском монастыре. ,,
Вот эта ,,площадка у Успенского собора и Трапезной палаты,,
Видим дорожку выложена из квадратных плит к ,,площадке,, . Древние плитки толстые из камня без арматуры, имеют свойство давать трещину и разламываться пополам, современные тратуарные плиты потоньше из бетона и с арматурой. Плиты не разламываются но выкрашивается щебень и оголяются ржавые арматурины.
Сегодня вдруг появились надгробные плиты, которые зачем то закапали монахи тут, а не на кладбище. На площади у храмов где собирается большое количество верующих когда идут праздники. Попытаемся найти ответ на этот как бы простой вопрос.
Вход в храм Кирилла-Белозерского. Он пристроен к Успенскому Собору с южной стороны
Вход в церковь Архангела Гавриила и трапезные палаты.
Людмила Теребова, продолжает говорить с вдохновением.
,, Интересно, что плиты эти находятся на том же месте, где их обнаружили, и являются теми предметами музея, на которые можно не только смотреть, но и потрогать. Именно по ним мы ступаем, гуляя по Соборной площади Кирилло-Белозерского музея-заповедника.,,
Во как! Оказывается у нас есть уникальная возможность лазить тут грязными ботинками с прилипшими акурками от сигарет, и ,,ступать,, по надгробиям с именами Великих князей и настоятелей монастыря. Или шастать в спортивных шортах и в красивых красовках с фантиком чупа-чупса, роняя намордники и сплевывая горечь из орта, смотреть на ,,предметы музея,,
На плитах видны буквы и тексты с красивой ровной гравировкой по граниту и природному камню. Края у многих плит отбиты, там орнаменты были красивой вязью. Многие надписи сбиты варварски и затерты.
Напомню что монастырь в музее действующий. 19 октября 1998 года на очередном заседании Священный Синод благословил открытие Кирилло-Белозерского монастыря. Передан в вечное пользование храм и апартаменты, где в молитвах молятся за нас грешных и за спасение. Идет реставрация комплекса, и работает музей по современным музейным принципам. При входе можна купить кофе на вынос и ходить любоваться видами и жрать гамбургер.
Цинизм который мы слышим из уст уважаемого научного сотрудника, самодостаточен, это зеркало сегодняшнего дня.
Попробую порыться в архивах и полазить по документам, что бы воспользоваться методом сравнительного анализа и временной хронологической последовательностью. После чего, может быть сможем предположить а где ,,собака порылась,,
Фотографии Прокудина-Горского на сайте библиотеки Конгресса США . Prokudin-Gorskii Collection Уникальный фотограф снимал на цветные пластинки с соизволения и повеления Его Величества. Его работы затронули и Обитель Преподобного. Когда рабочие и крестьяне решили попробовать на практике использовать теорию исторического материализма, Прокудин-Горский спасал коллекцию никаму тогда не нужных фотографий и увез за бугор подальше от трудящихся мас. Потом вродь б внуки передали коллекцию в библиотеку конгреса сша. Много конечно утратилось к сожалению. А в монастыре, одна умная голова предложила сделать в нем музей чем и спасло обитель от уничтожения.
Фото 1909 года и сегодня.
Булыжник валун что виден на углу храма на правой фоте в 1909 году на фоте отсутствует. Его подсунут когда траншею рыть начнут для камуникаций.
Фотографии в промежуточное время 1909-1967-2011 год.
Та траншея что вырыта вдоль здания Кирилла, будет отмечена люками и появляется булыжник-валун. По валунам нада будет пройтись отдельно, они такие красноречивые оказывается камни. Дефендер 110. 2008г.
О раскопках коснемся чуть позже. Археологи извлекают факты, от которых у историков задница подгорает и вертятся как ужи на сковородке или переобуваются в воздухе.
Фоты 2002г. Появились надгробия между храмами о каторых рассказывает заведующая научным отделом Кирилло-Белозерского музея-заповедника Людмила Теребова. нам сообщает ,, В 1995 году в ходе работ по срезке грунта возле Успенского собора мостовая была раскрыта.,,
Надписи затерты и это хорошо видно, так как по ним есчо не ходили тысячи туристов. Сейчас все зашлифовано ногами. Дефендер 110. 2008г.
Площадь абсолютно ровная песчаная и дорога из старых квадратных плит идет до входа в храм Уровень отсыпки хорошо контролировать по булыжникам в основаниях храмов. Он чуть ниже чем современный сегодняшний. Надгробий нет. фота 2011
в 2011 годах идут капательные работы вдоль стен храма. Траншею замутили для водопроводных труб. И там где птичка сидит на камушке будет люк. Из запасникоф надгробий подберут плиту, на ней видно цифру 2, наверно инвентарный номер и уложат под сливную трубу. На угол здания притащат валун, и для композиции всю стенку ими уложат где рыли траншею. Так называемые реставрационные работы с укладкой камуникаций.
Голубь облюбовал камень. Теперь тут люк с потерянным намордником. Веяния сегодняшнего времени. .
Валун, тот бульник что подсунули на мягкий грунт, пытается уйти из под угловой части храма, потому как оно тут не стояло и под ним земля уходит. Земля это песочик с камушками, ниже труба камуникация, может протекает можт так нада.
2013год. Начались капательные работы около трапезной и на площади перед Успенским собором. Часть древней дорожки разобрана, появились немного плиты. Теперь тут капают водопровод около стен храма Гавриила
2014г начинаются масштабные землеройные работы на площади. Видим обычное дорожное строительство. Выемка грунта и засыпка щебнем.
Так раньше не строили. Реставрировали явно не фундаментостроители.
Булыжник решил остаться на земле которая пошла вниз. Опора ушла, отреставрированная стена теперь дала трещину и скоро следом за валуном апустится.
Тут бульник на растворе держится за новую кирпичную кладку, земля уходит вниз.
19 декабря 7208 года от сотворения мира Петр I подписал указ о реформе календаря в России. Один из самых известных петровских указов вводил новое летоисчисление — от рождества Христова, а также устанавливал новый день для начала года и новый порядок празднования. На Красной площади об этом зачитали указ «О праздновании Нового года». Царь велел украшать жилье хвойными ветками, палить из орудий и жечь ночами огни.
По случайному совпадению археологи стали извлекать из грунта надгробия с красивым орнаментом датируемые до реформы времени Петра I . Потом при разрушении храмов их везде находят в фундаментах. Плиты подкладывали в пороги паперти храмов и входных дверей новых церквей. Стали появляться колокольни и звонницы. Обнаруживались плиты под раками преподобных и святых в качестве пьедестала надписями вниз. ( Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφος, sepulchrum), a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще — вместе с гробом. Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями)
На погостах, те плиты которые не успели погрузиться в землю и зарасти травой, безжалостно выкарчевывались и разламывались потому как тяжелые, некоторые сделаны из ,,ракушечника,, типа нашего гипса.
Мы можем видеть толщину надгробных плит. Это камень вес ахриненый. Что характерно. Надгробия и валуны не хотят лежать так как их положили. Они двигаются, плиты неравномерно вздыбливаюца, говоря нам что их тут не было. Сама земля, камни, начали говорить то, что тут происходит. Музейщики и реставраторы тут как бы и не причем, они просто на себя вызывают праведный гнев посетителей задающих простой вопрос. А зачем монахи уничтожили кладбище, разбили плиты и бросили их под ноги? В методичках для экскурсоводов объясняется все просто. Они перестали выполнять свои функции, поэтому их и откопали. Шедеврально!
,,Для сооружения мостовой решено было использовать древние надгробия, которые погружались в землю, зарастали травой и уже не выполняли своей функции.,,
И это сейчас нам втирают когда есть интернет и прочии камуникации. А что же тогда говорить про Те времена когда мы были настолько тупыми что пригласили иноземцев княжить над нами. Варяги-Русь.
Побелка аккуратно покрашена что бы бульники были видны всей своей мощью.
«Всего в вымостке насчитывается около 150 валунов, 4 мельничных жернова и около 10 фрагментов тесаных известковых плит, – рассказывает Людмила Теребова. Исследователи считают, что выкладка происходила, по-видимому, не бессистемно. Так, пять надгробий с могил настоятелей монастыря располагались на одном из самых почетных участков ‒ проходе между южной стеной Успенского собора и церковью Архангела Гавриила. Все упомянутые здесь настоятели возглавляли обитель в XVII веке».
Вот это тот самый почетный участок, со слов руководителя научного отдела монастыря.
Эти плиты с арматуриной, появились возможно в 1995 годах когда были археологические раскопки вокруг Кирилловской церкви и внутри. Искали старый фундамент и захоронения. За четверть века плиты приходят в негодность выкрашивается бетон. Потому как тут толпы народа лазят.
На необычной мостовой Кирилло-Белозерского музея-заповедника можно увидеть плиту игумена Сильвестра, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь с 1604 по 1606 год. После ухода с должности настоятеля, Сильвестр проживал в Кирилло-Белозерском монастыре, где 21 ноября 1625 года умер и был похоронен.
Здесь же и надгробия игумена Серапиона Травина, бывшего настоятелем монастыря с 1628 по 1631 год, плиты архимандритов Тимофея и Иосифа, руководивших обителью в XVII столетии, и других.
Христианская церковь под названием РПЦ появилась во времена правления большевиков.
4 сентября 1943 года Иосиф Сталин вызвал в Кремль патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) - дал им задание, выделил правительственный самолет и велел срочно собрать по концлагерям оставшихся в живых лояльных епископов для избрания нового „патриарха”. Быстро провели несколько сомнительных хиротоний, и в итоге 19 человек объявили себя как бы "православным" собором, на котором, поправ все основополагающие иудохристиансике церковные законы, провозгласили 8 сентября 1943 года Сергия (Страгородского) „патриархом РПЦ", т.е "патриархом всея Руси”. Сталин это дело утвердил... так появилась РПЦ (Русская Православная Церковь). После смерти Сергия (Страгородского), в 1945 году патриархом РПЦ стал Алексий (Симанский)
У них не считается ступать по надгробиям чем то греховным. Как сказал монах этого монастыря ,,- это все го лишь надгробия..,,