Осень. Как вариант полазить по ландшафтным объектам, подышать лесом в Октябре.
Основная тема. Археологический памятник Вологодчины.
Крестовый камень ориентирован по линии запад – восток (восходы Солнца в дни равноденствий), а горка, по скатам которой лежат камни, вытянута с юго-запада на северо-восток, смотрит туда, где всходит солнце в дни летнего солнцестояния. На Тиуновском учтены все ключевые точки коловращения солнечного Николы. https://geocaching.su/?pn=101&cid=3349
Антропоморфная фигура, постройка и надпись на восточной стороне камня
Один из рисунков на западной стороне камня
Помимо рисунков вдоль края валуна выбиты специальные выемки, через которые в дни зимнего и летнего солнцестояний, а также весеннего и осеннего равноденствий можно наблюдать определённые звёзды. Так что помимо ритуальной функции этот камень в какое-то время использовался ещё и как обсерватория. Учёные считают, что это происходило на рубеже XIII-XIV веков, когда в Европе «малый климатический оптимум»
Потом по теме ландшафтных объектов. К Большому камню заехать желательно засветло. И ни каких ряженых и гидронапорных.(с)
Маршрут планирую через Чухлому, Солигалич потом по грунтовкам к Костромскому болоту, исток Костромы, потом Судай и урочище Ида с Храмом на Идской возвышенности, Тотьма. Дороги не езжаны есчо. К Тиуновскому Святилищу. С элементами гастрономического туризма, с борщами курицами и кофем. Поездка вакурат до Ноябрьского нашествия Полной Чухломы с ихней абструкцией.
Тема была озвучена в Декабре 2022 года в Загашнике.
Возвращение по факту. После осмотра природного объекта и сжирания гастрономии с учетом временных рамок. Можт и через Макарьев на Унже. Дефендер 110. 2008г.
Дата: Понедельник, 16.10.2023, 13:24 | Сообщение # 4
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29285
Статус: Offline
Поездка состоялась. Тиуновское Святилище на месте. Камни продолжают лежать на земле в лесу.
Туда. 12 Октября в ночь, как обычно. Ярославль, Кострома, Судиславль, все с паравозным гудком. Окул Галича на рассвете сон на 4 часика. На опушке с высокой травой. Чухломское озеро, смотровая площадка рядом с монастырем. Ветер ваще. На озере барашки. Солигалич. Запрвки древние со стрелками, игнорируются, дождь проливной с ветром. Грунтовая дорога до Костромского Болота с глубокими лужами. Маршрутки там точно не ездят. Лампочка бензина загорелась. Костромское Болото шикарно. Красивое место, топь поглащающая, птици грозно кудахтают. Судай. Заправка стремная как в Солигаличе и без 95 бензина. Чухлому за бензином. Полные баки и канистры. Патьма. Урочище Ида. Тишина жуткая, темень. Дорога мокрым лесом, как в туннеле. Густой лес. Погост и руины храма. Все обвалилось. Среди крестов ни кто не шастал. Потом через железнодорожный поселок Ида к Тотьме. Ночевка. Сон глубокий. Утром заморозки. Солнышко, завтрак с опетитом. Тотьма, тут ажна две заправки Лукойл. Тиуновский камень на месте, Шастание к Лабрадорскому камню по полям лесам. Травы много. Высокая трава. Потом как водиться, сапоги и зачем я туда полез, в общем все как мы любим. Короткая дорога. Приятный звук лебедки и булькание выхлопной в луже. Гастрономический привал с борщами и жаркое, напитки всяко разные. Планирование маршрута домой.
Камень Большой в патьмах дождь. Туда. Высокая трава по крышу. По дороге заехал умылся водой Сухоны. Со светильниками и лебедкой теперь уже подъехал что называется бампером. Камень не изменился, все такой же как и в прошлом году. Добрый Камень. Потом Никольск с паравозным гудком. Ночевка. Под шум дождя и теплой печки с музыкой. С утра Унжа, прогулка по грунтовкам, и штурм мокрого с глиной затяжного подъема. Макарьев. Родник на месте. Река с песком. Много песка. Монастырь. Много свежей побелки. Решено ехать в объезд всех крупных городов и магистралей. По местным дорогам где фуры не ездят. Кинешма в стороне. Кофе брэйк. у речки в урочище. Шуя. По объездной. Навигатор по шапке получил все дороги через Иваново и Владимир рисует. Тейково. Потом. На Ростов Великий, но не доезжая ухожу на грунтовку в поля. Грунтовка с ограничением по скорости, тьма и болото большое. В Петровском выезжаю на Ярославку. Четыре часа ада с фурами и дачниками на кашкаях. Мкад огоньки.
Пробег по маршруту окул 2400км. по навигатору. Борщ сожран, вместо курицы свиные ребрышки на американском чугуне. Дожди от нудного и продолжительного до проливного как из ведра. Ветер то же был. Дул иногда как не в себя. Солнышко радовало позитивом утренним. Бензин по 52-56р за литр. У тнк запах бензина душистой сирени.
Фото и видео чуть позже. Имоции потом в фотоотчетах. Дефендер 110. 2008г.
Дорога к Судаю, через Костромское Болото. Дорога отвернула влево и вот он старый тракт как есть. Видны следы трактора. Насыпь высокая но ямы с лужами глубокими присутствуют, 14 км полной не определенности, скорость упала до пешеходной и через 10 км загорается лампочка. Та самая и канистры пустые. Если какой мост будет разрушен или размыта дорога то вернуться назад в Солигалич за бензином не получится.
Тут сдуваю шины. 1.2 едут увереннее по мокрому тракту. по дерново-мелкоподзолистой почве.
Ценное водно-болотное угодье - зона формирования и регулировании стока р. Костромы. Заболоченные сосновые и ольхово-осиновые леса, еловые и осиново-еловые леса, луговые экосистемы. Государственный природный заказник.
На пологих и покатых склонах моренно-камовых гряд, окаймляющих котловину Костромского болота, представлены типичные для южнотаёжной подзоны бореальные еловые и берёзовые леса на дерново-мелкоподзолистых почвах.
пологий и покатый склон моренно-камовых гряд
Судай. Храмовый комплекс. Церковь Воскресения Христова. 1792 год. Справа - Храм Благовещенья. Построен в 1830 году.
Панкратово Идея о строительстве часовни в деревне Панкратово Костромской области поддержали все жители.
Отец Александр, настоятель Успенского храма, благочинный Чухломского района, передал прошение в Костромскую Епархию. Архиепископ Ферапонт благословил на это благое дело. Освятил отец Максим, настоятель Судайского храма землю перед закладкой фундамента. 2015 год.
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Иде По некоторым источникам Дмитриевская Церковь. Приделы Димитрия Солунского и Флора и Лавра
Место историческое. Граница Московского княжества, все тут у специально обученных людей переплетается. Татарские ханы, Черемисы, поляки, все тут было. Соседние города-крепости в осадах — Парфеньев, Кологрив, Кадый и др. были построены отцом Ивана Грозного, великим князем Василием. Сначало крепость на возвышенности. Отец царя Грозного укреплял. В 1614 г. Идская волость принадлежала московскому великому князю, и после 1620 г. деревни в ней стали раздаваться в качестве жалования служивым людям.
Деревянная церковь на погосте, потом 1821 году каменная. Погост стал селом. Теперь в руинах. Мерзость запустения.
Архивная фота. около 2005 год
Храм теперь полностью разрушен. Обвалились стены, упал купол. С лесной дороги не виден совсем. Нада к нему шастать через погост с лампочкой. Небо в тучах, чуть чуть дождит. Темно ваще.
Козырек над изображением.
Тишина. Кладбищинский запах присутствует. Магнитолу в машине стал выключать, что бы не слышать звуков. Но разговоры типа приемника с новостями иногда присутствуют. Это не только тут такое бывает. Усталость себя так проявляет. Хруста веток и каркания птиц нету, лес сырой и мокрая листва поглощает все звуки. Старые деревянные оградки истлели, железные время позже заберет.
Листочик.
Дорога в Урочище Телегино, Карпово. Тут все такие дороги, густым лесом.
Разворачиваюсь.
луговые экосистемы
Полночь. Кофе. Идская возвышенность. В прошлом году в Ноябрьские дни тут ночевал.
На реке Иде было укрепление — Идское городище.
Это один из форпостов, основанных в начале XVI века на северо-восточной границе Московского государства, на Казанском оборонительном рубеже для защиты от казанских татар и черемисов. По преданию, Идское городище было построено в 1536 г., а в 1542 г. перенесено на новое место в г. Судай.
Черемисы - это прежнее название народа марийцев. То есть людей, проживающих на территории Республики Марий Эл. Считается, что до VIII века они имели связи с древнегерманским племенем готов, а затем, вплоть до XV века, были в составе Золотой Орды и Булгарского вилаята, однако известно, что сражались они не только на стороне булгар и Орды, но и за русских. В 1552 году Ханство пало, и земля марийцев стала частью российского государства. https://fb.ru/article....ovaniya
Марийские частушки. Как то таг. Дефендер 110. 2008г.
Лес возят. Много леса. В поселок не заезжал. Уже ко сну клонит. Нада искать укромную отворотку по маршруту.
Тевигино. Ночевка тут отменяется. Кое где горит свет в домах и стоят трактора. Деревня обитаемая. Но уличных фанарей нет.
На сквозь проехать не получилось. Карта рисует маршрут. Лес совсем забрал дорогу и моста нет через речку, возвращаюсь назад к дороге по своему по треку.
Утро Субботы. Ночью небольшой заморозок на земле. Где то в далеке на болоте были звуки в патьмах. Ночной торшер с печкой создали условия для полноценного сна на раскладушке на мягком матрасе. Стрелка бака как водиться выставила счет в 7 литров. До точки назначения 200км и хорошие заправки. Солнышко светит ветра нет.
Машинке лекарство для профилактике.
И снова асфальт здраствуй.
Набрал воды из колонки. Вода вкусная
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Минькове 1887 год.
Дорога на Великий Устюг отремонтированная. Как по ковру, ни одного стыка. Все красиво. Обочина, кувет и лес далеко от дороги. Окул Великого Устюга, Троице-Гледенский монастырь с деревянными скульптурами в иконостасе. Надо будет в будущем туда слазить.
Дорожные знаки с красивыми названиями рек. Ковда Большая Нореньга, Малая Раужа Коконега Пельшма Пиньга Кирженька Коченьга Пяртос Токмас Шевка Саланга Наутуй Пастуй Понга Уфтюга Кичуга Боровая Улошка. Топонимы, или названия мест, имеют большое значение для изучения истории и культуры. Они являются своего рода “архивом” прошлого, который помогает нам понять, какие события происходили в определенном месте и как люди взаимодействовали с окружающей средой. Изучение таких топонимов помогает нам понять многообразие культур и народов, которые жили или живут в данной местности. Они являются своего рода “следами” истории и культуры, которые помогают нам лучше понять и оценить разнообразие мира.
Лесом чутка пешочком, через каряги. Тут уже виден «малый климатический оптимум» На спутниковых картах тут был лес.
Крестовый Камень.
Прослеживаются свидетельства того, что Тиновское святилище несло функции обсерватории. Так, Древо Жизни изображено на шлифованной плоскости под углом 53° к горизонту. Это угол подъёма Солнца в день летнего солнцестояния на широте Тиуновского святилища. По имеющимся на камне трём «визирам» - глубоко процарапанным двойным линиям, просчитываются дни весеннего и осеннего прихода северного оленя, начала массовых сельхозработ и уборки урожая. Эти даты находят подтверждения в этнографии.
Еле различимые рисунки на мокром камне присутствуют. Крестов то же много нацарапали, ато. Символы церковных традиций. Это обозначение безусловного всемогущества и абсолютной власти Христа над сотворенной им вселенной. Всевышний является олицетворением небесного высшего закона и справедливости. Не подалеку Тарногское Городище. Там был Шевденицко-Богоявленский собор и церковь Николая Мирликийского Чудотворца.
То, что создатели святилища хорошо ориентировались в сторонах света, заметно по выбору места для него и форме горизонтального плана камня. Этот план полностью совпадает с реальной историко-географической картой региона, известного как Заволочье.
Мох холодный, а камень как пенопласт типа того. Рука не чувствует эффекта холодного булыжника. Не подлежит ни какому сомнению что рисунки на камне органически включаются в живую историческую среду, от хобота мамонта до единосущей ипостаси, которая целиком определяет его сложнейшее идейное содержание. Фундаментальная реальность описывающая "нечто" ,имеющее причину самого себя в самом себе.
Тиуновское Святилище. один из наиболее ярких археологических памятников Вологодчины.
В работе ученых и специалистов достоверно установлены глобальные климатические события в голоцене. На основе высокоточных астрономических эфемерид с высоким пространственным и временным разрешением рассчитана годовая и сезонная инсоляция Земли и полушарий на период от 3000 г. до н.э. до 2999
Тут выявлена синхронность экстремумов характеристик облучения с глобальным климатическим событием в истории Земли - малым (средневековым) климатическим оптимумом голоцена.
Правда "Кокшарский камень" его называли прежде. Народ такой тут раньше жил, кокшары. И что-то вроде капища у них тут было. Реплика с геокешинга.
По травке через поля за поиском второго камня. Тут уместно вспомнить Голоце́н (греч. ὅλος — «целый, весь» + καινός — «новый») — эпоха четвертичного периода, и длящаяся последние 12 тысяч лет вплоть до современности. Также голоценом можно назвать текущий в наши дни интергляциал (межледниковье), пришедший на смену вюрмскому оледенению.
Лабрадорий Камень. Мужик лазая по лесам в поисках мест силы, наткнулся на этот камень и назвал его в честь своего пса, Лабрадора.
Камни лежат на склонах большого поля на краю леса. Поле не зарастает. Полный Интергляциал. ... межледниковье, промежутки времени, разделяющие холодные ледниковые эпохи антропогенового периода.( [i]Следует за неогеном, продолжается и в настоящее время Характеризовались относительно тёплым климатом и полным исчезновением ледникового покрова умеренных широт.)
В переводе на человеческий школьный экскурс. Ледник полз и притащил сюда валуны. Потом растаял и оставил тут лежать. Обезъяна слезла с дерева эволюционировала в человека по учению Чарлза Ро́берта Да́рвина и начала каменным орудиями на камнях жертвенники делать.
Дарвин привёл аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков).
Компас. Телефон по направлению на Север-Юг.
Компас в телефоне закончился. Батарейка. Навигатор Включаю на 30 секунд. Батарейка. Опять не подготовлен.
Гастрономический момент. После поиска короткой дороги к Тиуновской деревне без астрономических эфемерид и как следствие, булькание выхлопной трубы с конкрентным звуком лебедки окул речки Боровая Улошка, обед под вековыми елками.
Валежника чутка для сугрева.
Борщ с тушенкой, чесночку, лаврушки, картошку не стал варить, это так скучно.
Перец не взял, забыл, бывает такое. Не подготовлен к гастрономическому моменту. Шкварчание скварады и запах борща, наполнили сырой лес ароматом.