Кожозеро.
|
|
Генри | Дата: Среда, 05.08.2015, 16:08 | Сообщение # 31 |
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29115
Статус: Offline
| Мы назвали Никона разрушителем Древней Руси и это так: церковными реформами Никона, а не гражданскими реформами Петра определяется начало рубежа. Но судьба самого Никона – очень древнерусская, почти житийно-легендарная.
Горькое детство крестьянского сына, сироты, при злой мачехе. Побег из дома в монастырь, где отрок совершенствуется в грамоте. В юности – избрание священнического пути, единственного, каким мог идти способный выходец из народа. Переселение из нижегородских пределов в столицу.
Поп Никита Минич принимает странное на первый взгляд решение: уйти от мира не в московский или иной ближний монастырь, а в самую далекую даль, на северный край русской земли, и не в монастырь, а в пустынь. Он приходит на соседний с Соловецким Анзерский остров к прославленому учителю Елеазару. Недюжиная натура Никона, при внешнем смирении, оказывается необуздаемой. Елеазарова пустынь оказывается не по нем. Он не уживается с учителем, рвет наложенные на него узы духовного послушания и отважно бросается в новое странствие.
Летом 1639 года Никон уходит с Анзера, тайно, без спроса и благословения старца, отплывает в лодке местного жителя на онежское устье. Будучи застигнут бурей, он едва спасся от морского потопления на острове, называемом Кий, где тогда же воздвиг крест в благодарность своего чудесного спасения, а позже, будучи патриархом, учредил островной Крестный монастырь (в 1656 г.). Вряд ли такой человек, как Никон, мог поступать необдуманно. Уходя с Анзера, он знал, куда держит путь. Если бы он вовсе хотел уйти с Поморья, проще было бы совершить более короткое и безопасное плавание на Суму или Сороку, откуда шел путь в новгородские земли. Очевидно, он знал про Кожеозерский монастырь – вотчины его соприкасались с Соловецкими, не раз возникали тяжбы между монастырями. Существовали и духовные взаимоотношения, монахи переходили из одного монастыря в другой.
Дефендер 110. 2008г.
|
|
| |
Генри | Дата: Среда, 05.08.2015, 16:14 | Сообщение # 32 |
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29115
Статус: Offline
| Судьбой было предоставлено ему два пути. Одним было пустынничество, полный уход от мира, другим был путь волевого участия в делах мира на церковном поприще, в конечном счете – путь выявления личности. Пустынничество требовало умаления, отказа от собственной личности, а натура Никона восставала против этого. И судьба его складывалась так, что предоставляла делать выбор между двумя путями, и выбор всегда был в сторону честолюбия. Летом 1642 года скончался игумен Кожеозерского монастыря Иона. На его место братия избрала недавнего пришельца Никона. Какие были к тому основания? Несомненно, в обители были старые монахи, пользовавшиеся авторитетом, однако предпочтение было отдано новичку. Очевидно, немалую роль в избрании сыграло то, что Никон считался учеником Елеазара Анзерского, а Елеазара, конечно, знали на Кожозере, да и в самой Москве. Если так, то имя анзерского аскета открыло Никону путь к возвышению и подняло на первую ступень. Никон сделал вклад при вступлении в монастырь, дав две книги, а именно полуустав и каноник – всё, что у него было, поскольку в монастырь не принимали без вклада. Став игуменом, Никон оказался в своей стихии власти. Он правил обителью твердой рукой: жесткий в обиходе, он не щадил сил для преуспеяния обители, ведь ее возвеличение было и его возвеличением. За три года игуменства (1643–1646) он добился шести жалованных царских грамот: пять от Михаила Федоровича и одну от Алексея Михайловича. По этим грамотам монастырь получил еще одну деревеньку с покосами, новые рыбные ловли, право на беспошлинную торговлю солью и прочее. Вступивший на престол в 1645 году юный Алексей Михайлович послушной грамотой подтвердил права монастыря на прежние льготы. Далее в судьбе Никона происходит новый внезапный взлет. В 1646 году он отбывает из обители в Москву по монастырским делам, где на него сразу же посыпались царские милости. Он становится архимандритом Ново-Спасского монастыря, в 1649 – митрополитом Новгорода и Великих Лук, в 1652 – патриархом всея Руси.
На Кожозеро Никон больше не заезжал, ни будучи митрополитом, следуя с Соловков по Онеге с мощами святителя Филиппа, поторапливаемый царскими письмами с намеками о патриаршестве, ни будучи патриархом по пути в учрежденный им Крестный монастырь на Кий-острове. Однако, будучи патриархом, прислал обители 50 рублей.
Дефендер 110. 2008г.
|
|
| |
|