Болот и дремучих лесов в России много. Почему именно в Костромских лесах прошли события которые вот уже почти 400лет из поколения в поколение передают подвиг мужика который спас Царя. Зачем Царь там лазил? Почему его хотели поляки или литовци убить?
Образ Сусанина начали эксплуатировать и появлялись красивые события в истории отображающие момент современников. Но есть исторические факты мимо которых невозможно пройти и трактуюцца они у каждого иследователя по своему.
Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин.
О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.
............................................................................................................... Как известно, после смерти, в январе 1598 года, бездетного царя Федора Ивановича и пресечения, таким образом, династии Ивана Калиты Федор Никитич Романов был одним из двух – наряду с Борисом Годуновым – основных кандидатов на царский престол. Однако победителем в этой борьбе вышел Борис Годунов, сестра которого, Ирина, была женой покойного царя Федора и в чьих руках в последние годы находились все реальные рычаги власти в государстве. Овладев троном, Годунов в 1600-1601 годах подверг опале почти всех Романовых, обвинив их в заговоре против себя. Глава рода, Федор Никитич, был сослан на архангельский север в далёкий Антониево-Сийский монастырь, где был насильственно пострижен в монахи и получил новое монашеское имя Филарет (пострижение в то время являлось также и формой политического убийства, при котором, не проливая крови, выводили соперника из борьбы, в данном случае – за трон). Такая же судьба постигла и Ксению Ивановну – её также постригли в монахини и под новым именем, Марфы, сослали в Заонежье, в Толвуйский погост. Не пощадили и детей Федора Никитича и Ксении Ивановны, которых у них было двое – Татьяна, что постарше (её точный год рождения не известен), и пятилетний Михаил, родившийся в Москве 12 июля 1596 года. Вместе с князем Б.К. Черкасским и его женой (своей тёткой) Марфой Никитичной и второй тёткой, Анастасией Никитичной, в июне 1601 года они были сосланы в Белоозеро (город Белозерск).
Романовы в 1605 – 1612 годы Поразительные события, связанные с падением Годуновых и воцарением в Москве Лжедмитрия I-го, принесли Романовым освобождение. В 1605 году все они – Филарет Никитич, Марфа Ивановна, Михаил и Татьяна – наконец собрались в Москве. Вскоре Филарет был возведён в сан митрополита и поставлен во главе старейшей русской епархии – Ростовской митрополии. Однако последующие бурные события начинающейся великой Смуты вновь разметали их семью. В октябре 1608 года во время захвата Ростова войсками Лжедмитрия II-го (“тушинского вора”) Филарет был схвачен и с позором увезён в ставку самозванца, в село Тушино, где Лжедмитрий II неожиданно встретил его с почётом и провозгласил патриархом (что было, конечно, незаконно, но “тушинскому вору” нужен был свой глава русской церкви в противовес законному патриарху Гермогену). Проведя почти два года в тушинском лагере на странном положении полусоюзника-полу-пленника, Филарет после краха Лжедмитрия II-го вернулся в Москву. Вскоре произошло свержение царя Василия Шуйского и к власти пришла группа бояр (“семибоярщина”), для преодоления династического кризиса выступившая за возведение на русский престол сына польского короля Сигизмунда III Владислава (в действиях “семибоярщины” обычно видят только предательство национальных интересов, но в них была и своя логика: старая династия со смертью Федора Ивановича пресеклась, “выборные” русские цари принесли стране только беды, значит, нового государя надо искать среди рождённых на троне и единственная реальная кандидатура – королевич Владислав, если, конечно, он перейдёт из католичества в православие). Для переговоров об этом с польской стороной в сентябре 1610 года под Смоленск, осаждаемый королём Сигизмундом, было отправлено “великое” посольство во главе с князем В.В. Голицыным и митрополитом Филаретом. Переговоры под Смоленском тянулись долго. В ходе их Сигизмунд неожиданно стал требовать призвания на русский престол не своего сына, а самого себя. Большая часть членов русского посольства, вопреки данным им наказам, согласилась с притязаниями Сигизмунда и была отпущена в Москву, меньшинство же во главе с владыкой Филаретом упорно отказывалось принять условия короля. Всё завершилось тем, что в апреле 1611 года непокорная часть делегации была арестована и отправлена в Польшу. Филарет был отвезён в Мальборгский замок, бывший центр Тевтонского ордена, где ему пришлось провести пленником восемь долгих лет. .................................................................................................. Дефендер 110. 2008г.
Весной 1611 года к Москве подступило ополчение П. Ляпунова, Д. Трубецкого и И. Заруцкого. Предав сожжению большую часть территории Москвы, поляки и “семибоярщина” укрылись за стенами Китай-города и кремля. Вместе с ними оказалась и Марфа Ивановна с сыном – среди страшных сцен осады и вскоре начавшегося голода им суждено было прожить полтора года. Ополчение Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого из-за раздоров его руководителей вскоре распалось, но вокруг Москвы остались входившие в ополчение казаки. В августе 1612 года к городу подошло ополчение К. Минина и Д. Пожарского, совместно с казаками продолжившее осаду столицы. Несмотря на голод, поляки, надеясь на помощь идущего к Москве короля Сигизмунда, продолжали обороняться. Лишь 22 октября в ходе общего штурма был взят Китай-город, а вскоре капитулировал и польский гарнизон в кремле. Накануне капитуляции – 24 октября – поляки выпустили из кремля находившихся с ними русских бояр. Когда бояре – а среди них была и Марфа Ивановна с сыном – вышли из ворот Троицкой башни на каменный мост через Неглинную, казаки едва не перебили их, но руководители ополчения не допустили расправы. 25 октября русские войска вошли в осквернённый врагами кремль. Шедший на помощь осаждённым в Москве Сигизмунд, находившийся уже у Волока Ламского, узнав о сдаче кремля, вынужден был отступить. ........................................................................................................
В первой половине ноября по большой Вологодской дороге в Домнино из Костромы приехали мать и сын Романовы. Вместе со всеми домнинцами хозяев встречал, конечно, и Иван Сусанин.
Традиционно считается, что Романовы, по крайней мере Михаил, прожили в Домнине до февраля или начала марта 1613 года. Однако, скорее всего, Марфа Ивановна и Михаил пробыли в Домнине лишь несколько дней, и село это вообще не было главной целью их большой осенней поездки 1612 года. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что мать и сын Романовы, выехав из Москвы, направлялись в Макариев монастырь на Унже, чтобы у гроба преподобного Макария Унженского и Желтоводского помолиться об освобождении Филарета Никитича из польского плена.
Сообщение об этом содержалось в житии Макария, списанном в начале XVIII века с другой, более старой, рукописи и хранившемся до революции в Макариево-Унженском монастыре.
В житии сказано, что Марфа Ивановна и Михаил прибыли в монастырь “из костромских предел из вотчины своея”. Вотчина эта – безусловно, село Домнино. Следовательно, выехав из Москвы в конце октября 1612 года, Романовы проехали по ярославской дороге через Троице-Сергиев монастырь, Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, прибыли в Кострому, посетили Домнино (где провели, видимо, несколько дней) и затем отправились на Унжу. Таким образом, они проследовали тем самым маршрутом, который в точности повторят спустя семь лет – в 1619 году. Следовательно, богомольный характер путешествия, предпринятого Марфой Ивановной и Михаилом поздней осенью 1612 года, не вызывает сомнений. Наверняка, они давно уже собирались на Унжу, но, находясь в осаде в Москве, не могли туда выехать. ................................................................................................................... Дефендер 110. 2008г.
Итак, в Домнине Марфа Ивановна с сыном прожили, судя по всему, очень недолго, затем уехали на Унжу, а после, до марта 1613 года, жили в Костроме. Но если так, то когда же и при каких обстоятельствах действительно произошла гибель Сусанина? Несколько забегая вперёд, скажем, что ответ на первую часть этого вопроса будет неожиданным, идущим вразрез с традиционной картиной знаменитого подвига – очевидно, Иван Сусанин погиб или сразу после отъезда Романовых из Домнина, или в скором времени после него. Иного вывода сделать на основании всех известных нам данных просто нельзя. Главным доводом в пользу этой версии является сама выдача жалованной грамоты зятю Сусанина в ноябре 1619 года. Безусловно, что произойди гибель Сусанина в феврале или марте 1613 года, то его близкие были бы награждены намного раньше.
В преданиях о Сусанине, при всех их различиях в деталях, часто говорится о болоте, по которому Сусанин вёл поляков. Обычно и местом гибели Сусанина называется это же болото. Да и сам подвиг легендарного крестьянина, как традиционно считается, состоит в том, что он завёл поляков то ли в болото, то ли в лесную чащу.
Впервые в дошедших до нас источниках об этом говорится в упоминавшемся выше указе Анны Ивановны 1731 года. Предыстория появления этого указа такова. В начале 1731 года праправнук Сусанина, Иван Лукьянович Сабинин, столкнувшись с трудностями при подтверждении своих льгот, положенных ему как потомку Сусанина (об этих льготах подробнее будет ниже), подал прошение на имя новой императрицы Анны Ивановны, в котором подробно напомнил о подвиге своего предка. Само прошение до нас не дошло, но, по традиции, главная его часть была повторена в тексте императорского указа, подтверждающего право сусанинского праправнука на льготы. Приведём тот фрагмент указа, в котором излагается “историческая” часть прошения И.Л. Сабинина: “… во прошлом во 121 году (7121-м, или 1612-1613гг.– Н.З.) приходил из Москвы из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий государь и великий князь Михайло Феодорович, с матерью своею с великою государынею инокинею Марфою Ивановною и были в Костромском уезде в дворцовом селе Домнине в которую бытность их Величества в селе Домнине приходили польские и литовские люди поимав многих языков пытали и расспрашивали про него великого государя, которые языки сказали им, что великий государь имеетца в оном селе Домнине и в то время прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина, а своего зятя оной Сусанин отпустил в село Домнино с вестью к великому государю чтобы великий государь шёл на Кострому в Ипацкий монастырь для того что польские и литовские люди до села Домнина доходят да он польских людей оной прадед его от села Домнина отвёл и про великого государя не сказал и за то в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в мелкие части за которое мучение и смерть онаго прадеда даны деду Богдану Сабинину государевы жалованные грамоты …”
Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повёл Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, в котором гибли и в XX веке, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения – видимо, это была или попытка затянуть время, или попытка уничтожить тех, кто искал Михаила Романова. Дефендер 110. 2008г.
Костромской край удивителен, большие поля в низовьях заболочены, дремучие леса в которых много глубоких ручьев. Перелески, возвышенности и редколесье. Наш маршрут начинается от Судиславля.
Дорога уходит на Север проезжаем красивые тихие деревушки многие уже не жилые
......................... ................... ,,Между тем, старина постепенно уходила отсюда. Хранители исторической памяти этих мест – старые деревянные храмы – один за другим заменялись новыми, каменными.
Первым был сооружён каменный пятиглавый Троицкий храм в Исупове, построенный в стиле барокко. Его освящение состоялось в 1740 году.
Как уже писалось, в 1810 году началось сооружение каменного храма в Домнине, причём строили его на месте бывшего двора Марфы Ивановны, совсем рядом с шатровым Воскресенским храмом, в подклете которого был погребён прах Сусанина. Строительство храма, освящённого во имя Успения Божией Матери, закончили в 1817 году.34 Как мы помним, по-видимому, около 1810 года была разбита, пошедшая на бут, каменная плита, лежавшая на могиле Сусанина в подклете Воскресенского храма, а вскоре – в 1831 году – разобрали на дрова и сам древний храм. В 1820 году был закончен и освящён вставший на высоком берегу над Шачей каменный храм в Спас-Хрипелях.
Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.
Где-то вблизи нового, выдержанного в стиле классицизма храма покоились забытые могилы близких Сусанина… ....................................................................
Впрочем, память о Сусанине в бывшей домнинской вотчине не исчезла: она жила в многочисленных преданиях, известных местным крестьянам. В 1818 году в Домнино вернулся после окончания Костромской духовной семинарии молодой священник о. Алексей Домнинский, которому, как мы знаем, было суждено спасти от забвения многие страницы истории этого, связанного с именем Сусанина, уголка костромской земли. ,, Дефендер 110. 2008г.
Поле постепенно превращалось в болото, по дороге пошли лесные завалы...
По космоснимку определяем движение до поляны, в ход пошли бензопилы, лебедки...дорога усугубилась, дизеля послушно бухтят.
На поляне заросшей высокой травой поняли что мы попали на старую вырубку. Пеньки и глубокие колеи с креном давали повод отменить дальнейшее уничтожение матчасти снизу и вернуца к Лэп которая просматриваецца в направлении западнее чем нам нада.
Выехали на бетонку, проехали Сусанино, но к нашему герою оно никакога отношения апсалютна не имеет, хоть и буквы одинаковые. Там и музей и бла-бла-бла. На дорогах появляюцца поселянки...))) но не надолго.
Хорошие поселянки....
Дорога углубилась к болоту, машин нет, иногда встречаюцца грибники... Живность как и поселянки машин не бояцца. Зайка попазировал мне и убежал.
Село Исупово на дороге никак не обозначено ваще. Отворотка такая что становицца понятным что сюда мало кто приезжаеет, село как и сотни сел Костромы в забвении.
Историческое место, упоминаемое в летопясях на протяжении 400лет сохраняет еще потомкам разрушающийся храм и когда то теплые протопленные дома.
Село Исупово, как мы помним, находится примерно в десяти километрах к югу от Домнина – на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села и называемого обычно Исуповским или Чистым. В начале XVII века одна половина села (в источниках его иногда ещё называют “Исупово на Чёрном враге”) на правах поместья принадлежала дворянам Овцыным, а другая половина была вотчиной Пушкиных.а В Исупове стоял традиционный ансамбль из двух деревянных храмов: холодного Троицкого и тёплого Воскресенского.
Судя по всему, Исупово – это подлинное место гибели Сусанина. Ссылаясь на известные ему предания, А.Д. Домнинский писал, что Сусанин повёл поляков “на Чистое болото к селу Исупову. Там его изрубили неприятели на мелкие части”.
Если Сусанин действительно повёл поляков через Исуповское болото, то целью этого, видимо, было подольше потянуть время, а при возможности сгубить врагов в трясине. По-видимому, в Исупове, поняв, что Сусанин их обманывает, поляки убили его – скорей всего, на глазах местных жителей. Бесспорно, что Сусанин умер мучительной смертью. Описание пыток, которым он был подвергнут, в прошении И.Л. Сабинина явно носит преувеличенный характер, но сам факт не может подлежать сомнению – вспомним, что в грамоте 1619 года сказано, что поляки пытали Сусанина “великими немерными пытками” и что Михаил Федорович пожаловал зятя Сусанина “за службу к нам, и за кровь, и за терпенье тестя его”.
........................................................................................................ Первым из исследователей предположение о том, что Сусанин погиб осенью 1612 года, а не зимой 1613 года, как считалось традиционно, высказал протоиерей А.Д. Домнинский, писавший: “Историки говорят, что смерть Сусанина <…> случилась в феврале или марте 1613 года; а мне думается, что это событие случилось осенью 1612 года, потому что в нашей местности, в феврале или в марте месяцах, никак не возможно ни пройти, ни проехать кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы <…>, а историки между тем говорят, что Сусанин вёл поляков всё лесами и не путём и не дорогою”.
Предположение домнинского краеведа, к сожалению, не подверглось обсуждению дореволюционных историков. а Главная причина этого понятна – перенос событий с зимы-весны 1613 года на осень 1612 года лишал всю сусанинскую историю ореола мученической смерти “за царя” (ведь осенью Михаил Романов ещё не был царём). Это столь резко шло вразрез с устоявшимся представлением, что наверное, воспринималось как отрицание самого факта подвига Сусанина )
Вечерело... Надо было найти ночлег, да ужинать пора...
Почти всю ночь шел дождь, то усиливаясь то затихая. Уткнувшись в падушку под теплым одеялом усугублялся холостяцкий быт в уютном салоне дальнемагистрального лайнера. Утром наш маршрут начинался с посещением села Домнино.
Село Домнино и домнинская вотчина Центром костромской вотчины Романовых было – и поныне находящееся более чем в пятидесяти километрах к северо-востоку от Костромы – село Домнино. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда.
Когда на возвышенности над низиной, по которой протекает река Шача, – левый приток реки Костромы – возникло это село, нам неизвестно, но, по-видимому, оно весьма древнее. Название “Домнино” происходит, конечно, от женского имени “Домна” (”госпожа” по латыни) – вероятнее всего, это было имя вдовы или дочери кого-то из первых владельцев села В непосредственной близости от Домнина, к югу, начиналось раскинувшееся на много вёрст в огромной котловине болото, которое местные жители с незапамятных времён называют “Исуповским”
Велико ли было Домнино на 1612 – 1613 гг., нам неизвестно. Местный краевед священник А.Д. Домнинский полагал, что в начале XVII века в Домнине крестьяне не жили и что здесь стояла лишь барская усадьба с церковью и жили дворовые и церковный причт. Однако, из грамоты Марфы Ивановны от 1631 года (подробнее об этой грамоте мы будем говорить ниже) нам известно, что на этот год в Домнине, кроме боярского двора, было четыре двора церковного причта и семь крестьянских дворов. Маловероятно, чтобы за 18 лет после 1612 – 1613 гг. число жителей села сильно увеличилось, и, скорее всего, примерно столько же дворов ( т.е. не меньше четырёх десятков жителей) было в Домнине и в рассматриваемое время.
В Домнине, судя по всему в самой усадьбе, и жил главный герой нашего исследования – Иван Сусанин.