После лазания по теме Шилыковский Валун, Заозерье, Вологодская область, это в районе Кубенского озера. Новогодняя прогулка продолжиться в верх по карте на Север в Каргополь и выше, к деревянному зодчеству, д Шелоховская. Поселок Устье мне понравился. Дома красивые, пейзажи, население не спешно готовиться к Рождеству. По магазинам не шлялся, на три дня еда есть, но воды питьевой мало. Кока-кола не в счет. Уже пора что нить и сожрать.
До Няндомы места мне не известные ваще, никогда тут не ездил. Не одного знакомого куста. Дорога проходит в основном через населенные пункты в окул железной дороги Вологда-Архангельск. От Автомагистрали на Архангельск тут дистанции большие. Пути проложены в 1893 годах и станционные поселки построены вместе с прокладкой паравозной узкоколейки. Стройка уникальна и по своим срокам и по маршруту. Сплошные болота и речки. Автодорога грунтовка, проходит как бы рядом но то же делает замысловатые повороты.
11 июня 1894 года российский император Александр III «высочайше утвердил дополнение к Уставу общества Московско-Ярославской железной дороги». «на основании коего предполагалось постройку и эксплуатацию узкоколейного железнодорожного пути от города Вологда до города Архангельска при условии проведения сей линии кратчайшим путем…».
Строилась железная дорога от Вологды до Архангельска под руководством известного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова как продолжение Московско-Ярославской дороги дальше на Север. Савва Иванович задумал программу создания единой прижелезнодорожной архитектурной ансамблевой композиции и реализовал ее при строительстве Архангельской дороги. Сотни построек с широким разнообразием зданий и сооружений были возведены как на девятнадцати новых станциях, так и между ними — на полустанках, разъездах и перегонах при едином архитектурном стиле — «северный модерн». Новый стиль пришел на строящуюся железную дорогу из Скандинавии, и это определило ему второе название — «норвежский стиль». Буквы
На документе рукой С. Ю. Витте написано: «Высочайшее соизволение последовало. Гатчина 27 мая 1894 г.» Дефендер 110. 2008г.
Солнышко ушло за тучки. Наступила серость. Впереди самый не известный участок прогулки и мне ехать придется в патьмах и довериться тамарам в навигаторах.
Время пить кофий. Нада в сторонку с дороги уйти. Покрышки мне просигнализировали что ехать не рекомендуется. По карте вижу водоемы, пруды.
Еду дальше но с прицелом куда нить в сторонку от дороги. Увидев расчищенный сугроб у обочины сворачиваю на слабовыраженную грунтовку в лес, по ней и поехал. И так окул 5км до поляны и разворота. В глухом лесу прям на дороге следы животных, присыпаны свежим снегом. Царство тишины нарушает динамик и закипающий чайник. Для профилактики хлапушку грохнул, ибо нефиг.
Испив горячего на морозе кофа, в сумерках выехал на дорогу и вперед к Баклановскому роднику. Водичкой умыться. Чайник порадовать. После города Харовска, машин практически нет, но дорога почищена. Харовск проезжаю в стороне с паравозным гудком. Город расположен на Харовской гряде, на левом берегу реки Кубены, в 89 километрах к северу от Вологды. Железнодорожная станция Харовская. За окном редкие огоньки маленьких деревушек. Луна лунит, мороз давит.
Что бы попасть к роднику, нада проехать поселок Вожега насквозь. Тут не подалеку река Вожега, которая впадает в озеро Воже. На том берегу озера город Чаронда. (бывший город, ныне очень и очень труднодоступный.) Железнодорожный вокзал, и переезд. Поезда мчат лихо, ажна дух захватывает.
Когда в патьмах, детектор движения пипикает если кто то по дороге едет вдруг.
Поселок образовался от маленькой рядовой станции Вожега в 1895 году. Первым сооружением на станции стал вокзал. Он представлял собой двухэтажное деревянное здание, отапливаемое печами. На вокзале располагались билетная касса, телеграф, буфет, кухня. В 1896 году появились первые три дома.
В 1916 году заменили узкую колею, в эксплуатацию ввели оборотное паровозное депо, которое подчинялось Вологодскому основному депо Северной железной дороги.
С прокладкой вторых путей железнодорожной магистрали поселок Вожега начал быстро расти. Стали строиться улицы Транспортная и Свободы. К 1917-му в населенном пункте проживало уже около 200 человек. потом комсомольская ячейка. Клуб и политграмотность, культурно-массовая работа, субботники.
Архив.
1959 год, улица Связи. Книжный магазин, слева – школа рабочей молодежи
После переезда еду к источнику с водой без внешнего света. Баклановский источник [TR/2734]14 км с инфракрасным светом по монитору от внешних камер. Машин встречных и попутных нет. Дорога как бы тупиковая, возвращаться придется по не же.
«Издавна наши предки считали родники, ключи священными. Они поистине чудесны: из неведомых земных глубин вырываются на поверхность чистые родниковые воды. Долгие века люди не могли ответить на вопросы: где и как рождаются родники, какая сила поднимает их снизу вверх, откуда берутся целебные свойства воды, но активно использовали подземные воды для питья. У сельских жителей умение использовать родниковые воды достигло совершенства.
над тем местом, откуда вытекает водичка, висит иконка Девы Марии с младенцем. Внутри в домике установлены лавочки, где можно посидеть и послушать тихое журчание. Ну а дальше родниковая водичка весело бежит. Превращаясь в маленький ручеек вдоль дороги.
Вода вкусная. В 20 градусный мороз вродь б как теплая. Журчит ручеек, снег сквозь луну начинает свою метель. В месте с журчанием иногда слышится звук похожий на козье блеение, наверно где то лисы лазят. Деревень по близости нет. Глубоко в лес не ухожу, хруст снега с двойным эхом отражается от деревьев. Вдруг выйдет морда с хрюшкой а у меня дежурной сосиски нету.
.
Место тихое. Вода журчит, родник веселый. Проехать 40 километров в сторону от маршрута за баклашкой воды, того стоило. Дорога покрылась мелким снегом, возвращаюсь в Вожегу, проезжаю без остановок и продолжаю движение вверх по карте т.есть на Север в сторону Няндомы. По рассказам путешественников дальше асфальта нет, грейдер. Под снегом не понятно где асфальт а где грейдер. Иногда потряхивает.
Навигатор показывает карту без населенных пунктов ваще.
Впереди поселок Ерцево. Потом Железнодорожный узел Коноша. Там одна ветка железной дороги пойдет на Воркуту по Печерскому тракту. Потом болота и фотосессия церквушки.
Поселок Ерцево удивил ярким освещением. Причем столбы прыгают то с одной стороны дороги то с другой. При этом светят ярким белым светом. Тратуары отгорожены забором.
Метель закончилась. Теперь луна как прожектор светит. Задняя камера без подсветки видит дорогу. Никаго.
Созвездие Ориона и треск леса дополняют ночной пейзаж. Однако дышать морозом и хрустеть снегом при -25 долго не получается.
Коношу проезжаю с паравозным гудком. Два железнодорожных переезда.Тут по карте видно что есть есчо Кубенское озеро в болоте, где берет свое начало река Кубена. Машин нет, людей не видно. Переезды открыты. Основная дорога идет на Вельск к Архангельскому тракту, мне нада на вверх к Няндоме. Дефендер 110. 2008г.
деревня Нечаевская Три деревни, в каждой по одному фонарю. Кое где светятся окошки в домах. Еду к церкви на карте.
Что бы не привлекать внимания и собаки не гавкали, еду шепотом в патьмах по монитору с инфракрасным светом.
В поле, в стороне от дороги стоит одинокий храм. Его совсем не видно.
Валдеевская каменная церковь Покрова Пресвятыя Богородицы с каменной колокольней была построена в 1838 году в д. Нечаевская. За долго до строительства железной дороги.
За алтарем покоится первый священик этого храма, место намоленное, ( буквально пропитанное молитвами.) После закрытия церкви в 1927 году в ее помещении располагался клуб. С 1952 года в здании располагаются сельскохозяйственные мастерские и гаражи.
Дорога все время уходит в темноту, как в тунель в бездну. Для такого момента нада подумать про два лазерных Фара, что бы светили в точку на 1.5км что бы ага. На картах зеленое поле. Прям ух. Сильно напомнило поселок Ида, на границе с Костромской областью. Там царство темноты. Но тут дороги поширши.
деревня Грехнев Пал Фигурирующее в названии деревни слово "пал" совершенно однозначно указывает на её происхождение вследствие расчистки участка леса подсечно-огневым способом. Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 477 человек: За 32 года между составлением списков 1873 и 1905 годов количество дворов увеличилось на 54. Общая численность населения увеличилась на 220 человек. В настоящий момент деревня пустеет. Демонтировано даже оборудование с местной станции сотовой связи, что очевидно объясняется нерентабельностью ввиду слишком малого числа абонентов. После распада СССР и исчезновения местного колхоза рабочих мест фактически не стало.
Церковь Воздвижения Креста Господня.
ЧАСОВНЯ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Батюшка из Ерцево, Иерей Рустик - Лужинский Руслан Владимирович, курирует и строительство часовенки что бы путник мог помолиться и в будущем храм восстановить.
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
На храме табличка. Почему Вохтомчане, нада будет поинтересоваться.
Няндома. От финно-угорского «няндома» — богатая земля. Название Няндома город получил от протекающей поблизости речки с одноименным названием.
Осенью 1895 года были уложены первые рельсовые пути, сделана закладка вокзала и церкви. Регулярное движение поездов по линии «Вологда — Архангельск» открылось в 1898 году.
Вот как об этом писалось в книжном издании «Обзор Олонецкой губернии» за 1894 год: «…В конце истекшего года (в декабре месяце), в пределах Каргопольского уезда начаты работы по проложению железной дороги от Вологды на Архангельск. Дорога эта, сооружаемая на средства Московско-Ярославского общества, намечена по наикратчайшему расстоянию и на пути своем, в пределах Каргопольского уезда, пройдет по самым топким, болотистым и безлюдным местам…Город Каргополь и Архангельский почтовый тракт с многочисленными и многолюдными селениями останутся в стороне от железной дороги верст на 70 и более. Железная дорога грозит упадком самой лучшей и густонаселенной части Каргопольского уезда, имевшей большие выгоды при транзите товаров, на бойком торговом пути…».
Телефонной связи в конце XIX века здесь не было, единственным средством связи был телеграф. Поезда отправлялись по поездным телеграммам, которые вручались под расписку главному кондуктору и машинисту паровоза. В 1909 году на станции появился телефон. В 1910 году в посёлке насчитывалось более ста строений, в том числе около 50 жилых домов, а также почтово-телеграфное отделение, образцовое двухклассное училище, православный храм, четыре бакалейно-мануфактурных лавки, четыре пекарни, булочная, винный погреб, пять чайных с постоялыми дворами, одна чайная с харчевней, две мясные, пивная лавка, отделение магазина швейных машин Зингера.
В 1937 году после упразднения Северной области, были образованы Вологодская и Архангельская области. Няндомский район в числе других вошёл в состав последней. 19 сентября 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Няндома получил статус города.
После патьмов тут движуха. Может на вокзале поезд прибыл, встречающие. Наверно и ночные магазины работают. Город освещен яркими фонарями. Заправка и еще чутка до Каргополя.
В Няндоме бываю во второй раз. В позапрошлом году в осенней поездке, тут лазил по шиномантажам, но тогда я приехал с Восточного направления, со стороны Архангельского тракта. Сейчас я выполз с Южной стороны. Дорога взбодрила, внесла яркие имоции на отсутствие постоянной сотовой связи и навигаторы с зеленым полем. С лева от дороги вапще тьма полнейшая на сотни километров до Вытегры. Если путешествовать, то конечно маршрут от Вологды по тьме таракани намного интереснее, чем по автомагистрали с фурами. Подзаправлюсь чутка, потом в Каргополе до полного и нада ночевку уже искать.