Полазив в Шилыковском лесу, неспешно еду в село Устье. От туда будет видно село Чирково, по теме Столица Заозерского княжества и мольбище «Лысая гора» Где в восточном Кубенозерье был «значительный мерянский центр» Погоды на Севере изменчивы. Ветер и низкие тучи закрыли синее небо и солнышко. Ясный день с игривым снегом, сменился пасмурностью и серостью.
Село Устье Образовано из собственно Устья, деревни Лахмокурье и слободы Петровка. Первое упоминание деревни Лахмокурье датировано 1486 годом. Название заимствовано из вымерших финноугорских диалектов. Лахмо лещ, курья продолговатый речной залив, где водятся лещи. В XVII веке деревня принадлежала Спасо-Каменному монастырю. В писцовых книгах за 1570 год упомянут торг Устье. В документах XVI века упоминается Петровский погост, а в XVIII веке село имеет 2 названия: «…с. Устье, Петровская слобода то же, принадлежит графу Воронцову». К концу XIX века все три селения уже считаются одним селом Устье.
Практически весь центр села Устья сформировался в период конца XIX-начала XX столетия. Отмена крепостного права, развитие промышленности и торговля способствовали формированию инфраструктуры характерной для города. Приток капитала и оживленная торговля способствовали активизации строительной деятельности. В этот период были возведены гостиница, богадельня, министерское училище, комплекс зданий земской больницы, высшее начальное училище, механико-техническое училище, финансируемые богатыми промышленниками (Никуличевы, Ганичевы, Цукерман, Семенковы, Круглихин). Купеческие двухэтажные дома были построены вблизи торговой площади, располагавшейся в центре села. Из окон домов открывался прекрасный вид на реку Кубену.
Исторический центр Устья до сих пор сохранил в себе черты древнего купеческого села. Это своеобразные и величавые храмы XVIII-XIX в.в., рядом с которыми располагается корпус торговых рядов.
Доминанта архитектуры в Устье. На первом этаже престол освящен в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, на втором в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. С 1999 года храм Святителя Николая восстанавливается. Сейчас церковь действующая, богослужения проходят на первом этаже.
Удобное расположение села Устья на водных путях способствовало тому, что со второй половины XVIII и до конца XIX веков оно имело значение крупного торгового села Кадниковского Уезда Вологодской губернии. В селе Устье ежегодно проводилась Ивановская ярмарка.
Лахмокурье
Река Кубена. На том берегу село Чирково, Столица Заозерского княжества и мольбище «Лысая гора»
Комплекс Воскресенского погоста.
Церковь Воскресения Христова в Устье-Кубенском находится на низком мысу при впадении реки Петровки в Кубенское озеро. Первая каменная церковь погоста была выстроена 1763-1773 годах и представляет собой кирпичный двухскатный четверик завершенный пятиглавием.
Большой камень-валун с якорными цепями в память пребывания здесь царя Ивана Грозного в 1545г.
По легенде Его Величество провел в Устье несколько дней, дожидаясь хорошей погоды на озере, чтобы переплыть в Спасо-Каменный монастырь. Так Иван Васильевич и не дождался просвета, уехав из села ни с чем. Устьяне этот визит запомнили и отметили его спустя 550 лет скромно, но достойно. В России, наверно, это единственный памятник Грозному, в прямом смысле, царю, как и булыжник Ивану Сусанину на болоте установленный благодарными потомками в образе валуна.
Ветренно. Руки мерзнут без варюшков. Снег хрустит. Мороз все крепчает, а валенков нет. Не подготовлен. Вечереет. На реке рыбу ловят. Но село никогда не славилось рыбным промыслом. Лодки тут делали хорошие ,,кубенки,,
В поселке оживленно относительно. Работает магазин. Печным дымом не пахнет как в Макарьеве на Унже. Тут газ провели. Улици почищены. Пейзажи разные из окна машины. Старые покосившиеся дома и бараки с бельем, и нарядные скромные домики. Суеты нет, ни кто ни куда не торопиться.
Местное купечество профинансировало проект постройки храма и само строительство.
Никольский храм в селе Устье, построенный между 1820 и 1836 годами, входит в состав комплекса Воскресенского погоста «на Кубени» (II пол. XVIII — I пол. XIX веков)
Образцом для создания данного храма послужил Воскресенский собор Архирейского двора в Вологде. Значительно превосходит вологодский собор по своему объему. Церковь уникальна своей архитектурой: красивым пологим куполом, круглыми, с лепными капителями, кирпичными колоннами, полукруглым алтарем, освещенным шестью окнами. В храме имеются богатые чугунные лестницы, хоры на чугунных кронштейнах, живопись и позолоченный лепной декор.
С первого взгляда действительно очевидно, что строители устьянского храма создавали именно «архитектурную цитату» запавшего им в душу вологодского собора. Первое, что бросается в глаза: завершения храма в Устье более изящны по сравнению с вологодским прообразом. Вместо глухих барабанов со шлемовидным покрытием — тонкие барочные главки-«рюмочки», характерные скорее для ХVIII века, нежели для ХIХ, когда строился Никольский храм.
Храм открыт. Закончилась утренняя служба. В храме тепло, работает отопление. Объективы запотели. Прихожан практически нет. Про вечернюю службу которая Всенощное бдение. Сказали что батюшка один и на все приходы не хватает.
Основой праздника Рождества Христова есть начало спасения всего рода человеческого. Мы должны помнить, что Рождественская елка может легко превратиться в языческое дерево поклонения, украшающее наш дом. Без молитвы, добрых дел и прославления Господа елочка станет атеистическим атрибутом, которым она была.
Настоятель иерей Антоний Яблоков.
Парню 25 лет. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию 2021 г. Дефендер 110. 2008г.
в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город» согласно родословной его колена. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме»
Храм нада реставрировать. Попечительский совет Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера» определил перечень из семи храмов Вологодчины, требующих восстанавления в первую очередь. Одним из них является храм святителя Николая Чудотворца в селе Усть-Кубенское.