На Русском Севере имеется целый ряд громовых камней или громовиков. Один из самых крупных, с простым названием Большой камень, расположен посреди сосново-елового леса на полуострове, омываемом рекой Кубеной, близ деревни Шилыково в Сокольском районе Вологодской области.
Трещина используется для обрядов инициации. (совершение таинств)
Камень и деревня Шилыково («Мольбище») находятся на территории Заозерского (Кубенского) княжества, бывшего в XV веке уделом Ярославля. Заозерье — это фактически северная граница суздальской (мерянской) колонизации Севера, начавшейся еще в дорусское время.
В восточном Кубенозерье был «значительный мерянский центр»: Столица Заозерского княжества и мольбище «Лысая гора» (так называется высокий берег в устье Кубены. Ныне село Чирково ). Князья Заозерские являлись одной из ветвей генеалогического древа князей Ярославских. Первым удельным князем стал Дмитрий, внук Василия Давидовича Грозного из Ярославля, живший в промежутке между 1380 и 1440 годами. Заозерское княжество представляло мир сёл и деревень и не имело жилого места, которое можно было бы назвать городом в тогдашнем экономическом и административном смысле этого слова. Тут нет крепостей, военной фортификации. Реки, леса и болота. Да есчо и за озером. В общем тьма таракань, не пролазная. Дефендер 110. 2008г.
Историки на основе летописных переписей, а также литературного творчества Никола́я Миха́йловича Карамзи́на, иногда входят в противоречия с трудами этнографов и топонимистов, которые могут по словам и звукам определять этнос, кто где раньше жил. Сохранившиеся названия рек, очень сильно в этом деле помогают.
Топонимист занимаются тем, что изучает разные географические названия и выясняет их происхождение, он пытается найти смысл в непонятных названиях и понять почему они так названы. Поскольку сама топонимика не является самодостаточной наукой, потому что пересекается с другими науками, то и топонимист также должен разбираться в таких основных дополнительных науках как география, лингвистика и история... Этнограф – специалист, изучающий культуру народов, его историю, традиции и быт.
Этимоло́гия — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем) буквы Дефендер 110. 2008г.
В названиях немалого числа географических объектов Вологодчины сохранилась память о прошедших временах, народах и их верованиях. Особенно любопытны отголоски тысячелетней и более давности, которые звучат в угро-финских, в том числе в мерянских наименованиях. Сразу обращает на себя внимание явно неславянский топоним Шилыково. Учитывая, что это мольбище со священным камнем находится рядом с деревней, и, кроме того, само поселение расположено на территориях, заселенных в средневековье мерей, мигрировавшей с Верхневолжья (Заозерская земля), будет уместна мерянская этимология названия. В рамках нее Шилыково можно перевести как «Мольбища» от слова «шилык», сродного северо-западному марийскому термину «шилык»:
Стоит особо отметить, что северо-западный диалект марийского распространен в Поветлужье, или в Меровии, как эту землю называли в средневековье.
Известно, что в ходе формирования Древнерусского государства в пределах Ростово-Суздальской земли финно-угорское племя меря стало основой для русского этноса в этом регионе. В результате этих этно-культурных и политических процессов часть мерян ушла с территорий современной Владимирской и Ярославской областей. Меря ушли за Волгу, в Унженско-Ветлужское междуречье, в «Меровию», что, видимо, и послужило причиной появления этого названия.
Потомки древней Мери, отжигают с языческими оттенками прошлого.
Йӱржӧ йӱреш (Плачет дождик).
Йӱржӧ йӱреш, йӱржӧ йӱреш, .......................................... Льётся дождик, льётся сверху, Йӱржӧ йӱреш ӱмбакем, .................................................. Льётся сверху на меня, Мый вет тыйым, мый вет тыйым ..................................... Я ж так долго, я же с детства, Изи годсек йӧратем! ...................................................... С детства я люблю тебя!
Ой, молан тый, йолташ, ................................................. Что же ты, мой дружок, От ончал ӱмбакем? ........................................................ Не (по)смотришь на меня? Мыйже вет нӧренам, ...................................................... Я же ведь весь промок Нӧренам йӱр вӱдеш! ....................................................... Мокну я от дождя.
потом страстное домагательство до дождя.
Поцелуй же, поцелуй же, Поцелуй меня, мой друг, Я люблю же, я люблю же, Уж давно тебя люблю! Дефендер 110. 2008г.
Весь Чиркова тоже любопытный топоним. Столица Заозерского княжества Чирково могло лечь родственное марийскому мерянское слово. По аналогии с марийским «черке», «церкӹ» это могло быть «чирке», «чирка». Вот что про это место пишет вологодский этнограф и топонимист А. Кузнецов:Такое объяснение топонима вполне мотивировано. Ведь именно здесь была выстроена первая христианская церковь в Заозерье — храм Димитрия Солунского. Мерянская версия может быть косвенно подтверждена и ареалом распространения топонимов Чирково. В России есть 14 населенных пунктов с таким названием, половина из которых находится на исторической мерянской территории, а другие в ближайшей её округе. Первую церковь в крае князь Дмитрий поставил на высоком всхолмлении на берегу Кубены, носящем название «Лысая гора». Чирковская гора — подружка Шилыковской, очевидно тоже была почитаемым языческим местом. Дефендер 110. 2008г.
Значит финно-угорские аборигены – лопари, чудь и меря. Жили племенами, уже ходили в шкурах мамонта, огонь добывали, имели свое представление о природе, стихиях с которыми сталкивались. Что бы не погибнуть наделяли разные стихии и природные явления именами, обращались к ним. Устраивали ритуалы и славили их называя своими сокральными именами. Потом. Меря была ассимилирована славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси. Европеоидами. Почти звери Позже. Пришли православные. Принесли с собой свет Христовой истины. Православное христианство-это Церковь, сохраняющая нетронутой истину, открытую апостолам Иисуса Христа, восходящую со времени Воскресения Спасителя, не меняя учения о вере апостолов. Начинается вторжение цивилизации в этнические культуры. Придут братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, создадут старославянскую азбуку и церковнославянский язык, проповедники христианства.
Язычество, как исконная религия этих народов, было ещё востребована, в связи с чем древняя Лысая гора была святилищем и для финно-угров, и для православных.
Чудское, лопарское и мерянское население, заозерские князья и их приближённые – православные священники желали обратить из «тьмы поганой веры» в новых христиан…
Надо заметить, что радикальность первых поборников христианства ни в чем не уступала атеистическому порыву «воинствующих безбожников». Христианские миссионеры уничтожали не просто языческую веру наших далеких предков как таковую, они уничтожали знание- то глубочайшее ведическое наследие, носителями которого являлись древнерусские волхвы-кудесники, столь ненавидимые церковниками («волхови и чародеи то врази божии суть»). В православии богородица заменила собой языческую богиню плодородия – Великую Мать. Таким образом, на Лысой горе над рекой Кубеной в древности, видимо, имелось капище с каменными идолами. После принятия христианства эти камни могли быть сброшены к подножью горы или использованы в качестве фундамента под православные церкви…»
Знакомиться с ландшафтными объектами целесообразно с позиции реализьма. Прочитать труд Карла Ге́нриха Маркса о материалистическом мировоззрении. Функциональную значимость религии Маркс определял следующим образом: она «есть опиум народа»[8]. Комментируя это изречение Маркса, Ленин писал: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие»[9]. Он рассматривал эту формулу Маркса как «краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии»[10].
Функция религии – примирять противостоящие в обществе группы, эксплуататорскую и эксплуатируемую. Религия совмещает несовпадающие интересы этих групп, причем делает это за счет одной из них. Официально признанная государством и предлагаемая церковью обществу, такая религия именуется ортодоксией. Марксистская трактовка религии
С позиции старовера-язычника и христианина тут непримиримые догмы со стороны православного ортодоксального христианства. Староверы, это те кого обзывают язычниками. Раньше называлось Славянский ведизм, Родобожие. ......................................... Родноверие это мировоззренческая религиозная система. Возрождает Старую веру до прихода ортодоксального христианства. Народ все больше по булыжникам стал шастать, интересоваться историческими корнями ,,бесовской ересью,, а в новые храмы ( три храма в сутки ), где на территориях черные лимузины стоят, чет как то не ходют. Не порядок.
Рпц забило тревогу. Все чаще можно услышать про НЕОЯЗЫЧЕСТВО.
,,Почему-то многие считают, что именно их религия единственно верная, притом остальные не просто неправильные, не заблуждения незрелого сознания, а омерзительная грязь, которую надо уничтожить физически, ну или хотя бы словесно.,, Дефендер 110. 2008г.
На Севере много деревянных храмов построенных около больших камней. Родобожие с приходом крещения с уважением относились к новой вере, зная что Бог един.
Последнее десятилетие породило всплеск интереса к истории Русского Севера, в том числе к сакральной географии и краеведению. Предметами изучения становятся археологические, культовые и природные объекты, которые зачастую почитаемы местными сообществами и считаются святыми или же, наоборот, «нечистыми». Несмотря на то, что их почитание играло в традиционной культуре Севера важную роль, идентифицировать период возникновения тех или иных местных сакральных объектов непросто.
Около Шилыковского Валуна копали, археологи. Академики писали труды умные. Горшки, утварь, там нашли и прочее. В реестр особо охраняемых объектов не записали. Это значит посещение этого места свободное, без всяких согласований и разрешений. За осмотр природного объекта не взимается плата как у Синь камня в Переславле-Залесском. Князья Заозерские с попами (служителей церкви называли попами до 1661 года.) ,,Лысую гору,, поганое капище уничтожили, ( Славянский храм для проведения праздников и обрядов), до Шилыковского Валуна руки не дошли. Лес на возвышенности где он находиться густой, поселений мало, река Кубена глубокая, омывает со всех сторон. Славяне втихаря без салютов, без назойливой рекламы проводят там свои ритуалы. Возможно камень какого нить князя или егонную жену и вылечил, так как имеет уникальный разлом, в котором происходят не объяснимые весчи.. Летописец об этом конечно умалчивает. Карамзин тоже справок не дает. Произошел синтез двух культур, когда новая вера включила в себя артефакты прежней и всех это очень устраивало. Двоеверие. В итоге мы имеем то что в в других ветвях христианства отсутствует – почитание икон, почитание святых мощей, почитание святых источников, языческие праздники в новой трактовке, даже совсем языческое почитание камней, связанных со святыми и много еще всего.
У историков есть этап развития государства под кодовым названием ,,Смутное время,, Поляки, немцы, церковный раскол, (1661г) и кто изгонял ,,поганых язычников,, теперь сами стали раскольниками старообрядцами изгоняемыми ( не так крестились, не так ходили на крестных ходах). Защиту и приют они находили в глуши на Севере у Староверов. Во как. Староверы, те которые Род славили, спасали от погибели старообрядцев которые веровали нетронутой истине, открытую апостолам Иисуса Христа. Двоеверие опять ни кому не мешало, кроме церковных иерархов новой Романовской трехперстной религии.
Большой Валун окул Тотьмы открыл новое направление прогулочного туризма. Ландшафтные природные объекты. Это что то между ,,ряжеными,, и ,,гидронапорное-советское,,. Шилыковский Валун. Новогодняя прогулка на Север была традиционной, типа ,,а почему бы и нет,,. Кубенское озеро большое, со стороны Вологды маршруты ездили по южной стороне. За озером есчо не лазил. Место не езжаное. Мотивация появилась, теперь можно добавить есчо интересных точек на карте и окул железной дороги через Няндому прогуляться в Каргополье. Там воздух, мороз, деревянное зодчество.
Туда. Околомкадье дождь. Переславль-Залесский. Снежная пурга. Ярославль, запах гудрона. Вологда с паравозным гудком, транзитом под утро. Село Шилыково. Лес. Морозно Потом. Село Устье. Живописное место впадения реки Кубены в Кубенское озеро.
В верх на Север. Село Вожега. В стороне Баклановский источник. Няндома. Архангельская обл. Тишина. Каргополь. Заправка и ночные лазания по погостам и поиск стоянки для ночевки. Ночевка под утро. Конкрентно морозно. В верх на Север по карте. Зимняя сказка. Деревня Шелоховская.