После уединенного созерцания Нижегородской тайги на правом высоком берегу Унжи что у Макарьева, в патьмах, покусанный комарами, выезжаю на Костромскую трассу и еду в Кинешму.
Дорога ровная, встречных машин мало, можно и притапить. Но вот после отворотки на Кинешму, жесть. Заблудшая фура на некоторых участках может двигается только 3-4 км в час. Метеоритный дождь разбомбил именно асфальт оставив глубокие воронки. И это прослеживается везде на стыке границ областей.
Иваново объезжаю через Шую, да и вообще города лучше объезжать. От Лежнево где в час ночи дискотека работала, молодежь гуляла, девятки с большим глушителем периодически заглушали музыку в динамике и голос навигатора. Еду в Тейково, там в лесах не доезжая 10км разворачиваюсь и возвращаюсь на шисе, через Суздаль и потом на Юрьев-Польский. маршрут по асфальту В зимней прогулке проезжал Юрьев-Польски ночью 31 Декабря. В городе вапще никого не было и меня единственного вылавливали гаишники на предмет ,,ты кто такой? тебя никто не звал,,. Фотопарат на пузе и трезвый голос их разочаровывал. Ночной туризьм с лазанием, смахивает на диверсанта. К этому надо быть готовым. Заночую за Суздалем в Ополье и с утра в княжеский Михайло-Архангельский монастырь в Юрьев-Польском. Дефендер 110. 2008г.
Утром я оказался в 80-х годах. Пахнет деревней и заливными лугами, сеном и цветами, где то в дали слышен приятный звук трактора, птички и летний градусник. Сон был глубокий с открытыми окнами, комаров нету.
Неспешный плотный завтрак, крепкое кофе и приятная тихая музыка из динамика.
Ополье - колыбель Владимиро-Суздальской Руси.
Первобытная растительность Ополья, вероятно, «представляла собой чередование участков дубовых лесов с участками остепнённых лугов, переходящих местами в луговые степи»
Исторически Ополье было одним из первых и основных направлений славянской колонизации Северо-Восточной Руси, став политическим ядром Ростово-Суздальской земли.
Почвоведы дискутируют. Итак, Владимирское ополье относится к числу типичных ополий Центральной России. Этот вывод сделан нами на основе его сравнения с ландшафтами других ополий. Оно представляет собой «останец палеопойменного ландшафта последнепровской ледниковой эпохи». Но наряду с этим Владимирское ополье представляет собой явление исключительное, даже уникальное. Расположенное вблизи крупных индустриальных центров, обладая большим количеством древних памятников русского зодчества, городов-музеев и, наконец, веками складывающейся высокой культурой земледелия, сделавшей этот замосковный край житницей сначала Ростово-Суздальской, и затем и Московской Руси, - Владимирское ополье вполне заслуживает статуса Всероссийского почвенного заповедника.
В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев по имени его основателя Юрия Долгорукого. Вторая часть названия, происходящая от слова «поле», так как город стоит на суздальском Ополье. Википедия жгет. Гергив по имени основателя Юрия. ( об этом поговорим чуть позже) Дорога живописная машин практически нет ехать по «останцу палеопойменного ландшафта последнепровской ледниковой эпохи» одно удовольствие. Никто тебя не подгоняет и ты ни в кого не упираешься. Потихонечку обновляют асфальт.
Город основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу был сооружён почти круглый детинец, который был обнесён сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. На территории крепости в 1234 году возведён Георгиевский собор. Как вариант
Ю́рий (Гео́ргий) Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кий (др.-рус. Гюрьги, Дюрьги; 1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев) — князь ростово-суздальский и великий князь киевский, 6-й или 7-й из 8-и сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха. При этом князе впервые в летописях упоминается Москва.
Существует предположение, что «Гюргевой матерью» (так именуется мать Юрия Долгорукого в «Поучении» Владимира Мономаха), являлась Гита Уэссекская, первая супруга Владимира Мономаха[3][4], дочь последнего англо-саксонского короля Англии Гарольда II Годвинсона. ............................... У большинства людей имя в миру отличается от имени в крещении. Но никогда в официальных и исторических документах имя, записанное при рождении, не заменяется на имя, которое дано при крещении. Также, как нельзя заменять имя князя Ярослав в текстах на Георгий, нельзя заменять и имя князя Юрий в текстах на Георгий. Даже если Юрий в крещении был Георгий. При этом, не останавливаются на замене имени князя Юрий – на Георгий, меняют ещё и отчество князя-отца Юрьевич - на Георгиевич. Такая «георгизация». Неуклюжая попытка представить имя Георгий династическим для Юрия Долгорукова. Но в Московском княжеском доме были князья Юрии, а не князья Георгии. http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1257
Потом попробуем разобраться Храм в честь Святого Георгия Победоносца или в честь Георгия (Юрия) основателя города Долгорукова.
Река Колокша.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Сюда водят экскурсии и свадебные маскарады с фотографированием и шампанским. Виды красивые и мусорник отрабатывает свое присутствие.
Красивый такой мусорник с кованным орнаментом. Он повидал всякага, и отрезвленных женихов от счастья и вечно жрущих туристоф.
С 1212 года Юрьев-Польский являлся центром удельного княжества, во главе которого стоял сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. В период его правления в детинце основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.
Нынче. Т.есть сейчас. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. взято от сюда https://pravoslavie.ru/118509.html
Колокольня 1683 года, является архитектурной доминантой города.
В 1340 году город вошёл в состав Великого Московского княжества. Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками. В XVII—XVIII веках был заново построен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.
В 1781 Юрьеву был пожалован герб: в верхней части размещен владимирский губернский лев, а в нижней – две корзины, наполненные вишней, которой изобиловали эти места. Исторический герб Юрьев-Польского сохранился до сегодняшнего дня.
Остановимся по подробнее на Георгиевском соборе. Полазим вокруг да рядом и во внутрь походим. Потом в Монастырь слазим. Георгиевский собор расположенный на территории древнего детинца, в кольце земляных валов XII века, оставшихся от городского кремля. Сооружён в лето 6742, (1230—1234 годах) князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия. Значительно перестроен в 1471 году.
Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года возможно находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась от храма Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
Кроме всевозможных фантастических животных на стенах собора очень много изображений львов и зверей кошачьей породы с гривой - это пардусы, так в старину называли гепардов.
В 1212 году Святослав по смерти отца Всеволода III Большое Гнездо, получил в удел город Юрьев-Польский. В начавшейся борьбе за великое княжение между старшими братьями, перешёл на сторону Юрия. В 1230 году Святослав, разобрал церковь, которая «обветшала и поломалася». Вместо неё четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
На стенах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов. Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона.
,,сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему, которая несла идею Божественного покровительства Владимиро-Суздальской земле и ее князьям.,,
Есть и альтернативное видение про чудных Собако – птиц. Семарглы крылатые псы Зевса.
Его стены, словно каменная книга, красноречиво рассказывают нам о временах двоеверия, когда язычество на Руси было ещё очень сильно. Достаточно сказать, что в знаменитом Слове о полку Игореве нет обращений к христианским богам, а только к языческим. https://proza.ru/2018/07/27/1284
В 1230 году очень важно было показать прихожанам жарптицу со львом и слона. Святослав Всеволодович много путешествовал.
Любимая игра туристов с экскурсоводами — найди слоника. Практически невыполнима без подсказки.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III Георгиевский собор домонгольского времени был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
Васи́лий Дми́триевич Ермо́лин (ок. 1420-х годов — между 1481 и 1485 годами) — московский купец, который руководил строительными работами Русского государства в 1460-х и начале 1470-х годов. По заказу (возможно, и при непосредственном участии) Ермолина была составлена Ермолинская летопись. https://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%87
Мастер, понимая значение исторической постройки, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Из-за отсутствия точного плана и зарисовок белокаменной резьбы были перепутаны сюжеты и резные камни, что образовало некий «ребус» из белокаменных рельефов[3]. Это единственная работа Ермолина, сохранившаяся до наших дней.
Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Чулан с гардеропом. Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников, сосудов. Иное её название — сокровищница.
Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.
Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.
Говорят что храм строили к 300 летию Дома Романовых. Труба конкрентная. Такая всем трубам труба. Храм отапливался. Позже Купола снесли а здание использовали под электростанцию. От вибраций стены потрескались. Сейчас в аварийном состоянии. Реставрационные работы были. Установили главку над входом, потом реставрацию на паузу поставили. Не, ну а че? Банер поставили, уведомили что это православный храм. Место застолбили. Мало ли что. А то передадут здание каким нибудь баптистам.
Архивное фото
Кладбище было тут древнее. Из надгробных камней сделали ограждения и палисадники с клумбами.
В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь[5][6]. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1962 и 1980-х годах.
При реставрации значит разобрана была колокольня, построенная царским режимом. Княжеские постройки не являлись идеологическим аргументом молодого пролетариата. Мало того, решили сделать музей в контексте противостояния Руси монголам и татарам. Александр Невский там есчо немцев гонял, вопщем до монгольская и монгольская ига, это все разрешалось, так как не являлась политической классовой борьбой буржуев с угнетаемой массой трудящихся.
Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор ХIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой.
Вход в «экспонат» платный. Но не сильно. Во внутри храма музей. Фото и видево можна без ограничений.
Чугунный пол ровно уложен. А вот в алтарной части не вакурат.
По большим праздникам говорят что Иеромонахи, Протоиереи и Иноки службу проводят. Иеродиакон и архидиакон выносит необходимые для ритуалов сосуды и произносит молитвенные просьбы. Игумен с посохом обходит свои владения. Дорожка вокруг «экспоната» аккуратно выложена. Архимандри́т у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие». Епи́скоп (надзирающий). При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. Владыка» или «Ваше преосвященство». Кто не разбирается в церковных чинах просто называют их священнослужителями. Ну или Поп в просторечии. Когда строился храм были попы и протопопы. Иереи и все что выше это реформирование церкви в 1662году. Вернее принуждение к новым толкованиям, по сути к новому вероисповеданию которое не все приняли и случился церковный раскол. Остатки оскверненной старой веры в виде надгробий мы есчо увидим. Они тут рядом. https://religiya.temaretik.com/1186658....rarhiya
Роспись 1825 год. Библейские сюжеты.
Читаем. ,,Георгиевский собор не только заключительный этап Владимиро-Суздальской школы зодчества, в нем проглядывают уже новые черты ...,,
Заключительный этап Владимиро-Суздальской школы и начальный этап Московской. Как бы подчеркивается что какое тут все древнее по сравнению с замкадом. Тут заключительный этап а в Москве по образу и подобию только начинали строить кремль, только начальный этап. Дефендер 110. 2008г.
Выставка в основном по теме древности храма. Грамотно подсвечены композиции китайским мерцающим светодиодом. Остатки росписи и интерьер дополняют визуализации до монгольского-татарского нашествия.
Внутри собора хранится уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении. Покой на государственных границах нарушали волжско-камские булгары. Старший брат по праву великого князя снарядил войско, во главу которого поставил Святослава. К его войску присоединяется дружина Петра Муромского. Когда Святослав вломил булгарам то на обратном пути те устроили подлую засаду. буквы, много