В начале XVI века распространение получает идея божественного происхождения власти, а также концепция преемственности власти русских государей от «греческого царства» (Иосиф Волоцкий, Филофей). Иное осмысление верховной власти духовником и наставником юного царя протопопом Сильвестром позднее привело к ссылке последнего:
мысль о том, что самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его установлениям, проходит через всё «Послания царю Ивану Васильевичу» предположительно его авторства.
С восшествием на престол в 1740 году младенца-императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым. Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному Карамзиным в «Истории государства Российского», так как он начал отсчёт от Ивана Калиты[38].
При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III, ( Иван Великий 22 января 1440 — 27 октября 1505). великий князь Московский, первым принял титул «князя всея Руси» и «самодержца». С 1462 по 1505 год, государь всея Руси. В ряде иноземных источников он именовался кайзером и императором. А Иван IV первым венчался на царство и официально стал царем всея Руси. Иван III издал общерусский свод законов — Судебник, а Иван IV составил новый Судебник и учредил сословно-представительный орган — Земский собор. В общем внук продолжил политику своего деда.
Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни. Как и в публицистике, в фольклоре слово «грозный» встречалось там, где речь шла о справедливом царе, вершителе правосудия.
«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи»
— так Карл Маркс писал о правлении Ивана III, который покончил с ордынским игом, собрал исконно русские земли под крыло Москвы и фактически подчинил сопредельные ханства своей политике.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. — К. Маркс, «К критике политической экономии». Дефендер 110. 2008г.
Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений. К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
Протопоп -глава протопопии то есть благочиннического округа. Позднее в 1650-х годах и Нынче Протопресвитер высшее иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее пресвитерское звание в чёрном духовенстве.
Поп. Согласно законам русской церкви теперь их называют протоиереями и иереями. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. Пономарь - Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности пономаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, шествие со свечами перед священнослужителями на торжественных богослужебных входах и, наконец, уборка храма и алтаря.
Просвирница. Актом Московского собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не моложе 50 лет. Тем же Собором просвирням было запрещено что-либо приговаривать во время работы по выпечке просфор, кроме молитв.
Под алтарной частью Троицкого собора находится подклет, в котором расположены семь надгробий, выстроенных из белого камня. На надгробиях имеются надписи, написанные на славянском языке, которые указывают на имя усопшего. Под первым надгробием упокоен строитель и духовник Успенского монастыря Корнилий, который скончался в 1681 году. Здесь же похоронен Иван Бутурлин, генерал петровских времен; есть две могилы неизвестного происхождения — некоторые учёные полагают, что здесь находятся захоронения двух внебрачных дочерей Ивана Грозного.
Лета 7189 (1681) августа в 11(12) день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла преставися раб Божий Александровой слободы Успенскаго девичья монастыря духовник схимноиеромонах Корнилий
В магазин сувениров не заходил. Это моя обзорная экскурсия, что да как. Послушницы, вернее трудницы — работают в монастыре «во славу Божью», не поднимая глаз на прихожан и туристов делают свою работу. Моют полы, двери, ухаживают за территорией.
В 1922 году советскими властями из Троицкого собора были вывезены многие ценности. В следующие годы собор отобрали у монастыря, использовали как склад вывезенных религиозных ценностей. С иконостаса смыли позолоту и разобрали, в 1926 году архитектор Барановский снял малые купола. В 1946 году власти позволили возобновить богослужения, и на многие годы Троицкий собор стал единственным действующим храмом в районе. В 1980-е годы начались реставрационные работы, в 2010 году восстановили пятиярусный тябловый иконостас.
Жаркие погоды конечно портят виды партками. Иногда приходиться какое то время подождать, что бы панталоны вышли из кадра. Приезжают сюда и родители с детьми.
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты.
Уникальный памятник представляет собой первую шатровую колокольню на Руси. Её высота составляет 56 метров. К основному вертикальному объёму колокольни примыкают старая звонница и низкая пристройка с кельями. Нижний ярус составляют высокая аркада (по высоте отвечает трём ярусам первоначальной церкви) и открытая галерея, над ними — пирамида из трёх ярусов кокошников, выше их — восьмерик звонницы. Кокошники нижнего яруса имеют круглые окна во внутреннюю закрытую галерею. Восьмерик завершает шатёр, по бокам прорезанный узкими слухами, с небольшой главкой на круглом барабане.
В конце XVII века с юга сделана одноэтажная пристройка с кельями для постриженной в монахини царевны Марфы (жила в монастыре в 1698—1707 гг.). По желанию инокини Марфы церковь в нижней части колокольни переосвящена в честь Распятия Христова.
Единокровная старшая сестра царя Петра I. В 1698 году за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье была пострижена в Успенском монастыре в Александровой слободе под именем «Маргариты» В 1698 году по приказу царя Петра I к Распятской церкви-колокольне были пристроены для неё палаты, сохранившиеся по сей день. В палатах при Распятской церкви-колокольне царевна жила до конца своих дней, и до нашего времени в покоях сохранились некоторые её личные вещи.
В 1707 году Марфа Алексеевна умирает. Её похоронили в общей могиле на монастырском кладбище, однако приехавшие в 1712 году её сестры Мария и Феодосия распорядились перезахоронить её в особом склепе монастырской церкви Сретения Господня. «Книга глаголемая описание о российских святых» упоминает Марфу Алексеевну в числе неканонизированных церковью святых. Дефендер 110. 2008г.
Без пончиков прогулялся по дорожкам. Народ ходит неспешно. Кто то ждет службу в храме. Церковнослужителей в облачении не видел. В общем и целом сюда нада конкрентно приезжать, за 30 минут я ничего практически не увидел. Но место тихое и интересное. Иду к выходу. Вернее к проломленной стене с воротами. Зной есчо сильнее вдарил. Тонна теплой воды выпивается и надо уже чего нить сожрать. Еду в поля, леса обедать.
Пока греется вода для борща. Подвожу итог поездки. Летний Макарьев, Унжа все вакурат. Ополье ваще, подарило детские воспоминания о каникулах на речке в деревне. Музейные монастыри нада посещать в будни и к вечеру. В Переславль-Залесский который тут совсем рядом, сегодня уже нет желания посетить. Те же панталоны и прочее потно-парфюмерные особи, отбивают всякое желание прикоснуться к древности. В другое время в другой день, можно и ночью. Место тихое, слышно как закипает вода, птички поют, кузнечики стрекочут. Завтра, а завтра похолодание, жара спадет и начнется осенняя сказка. Нужно дополнить скарб в багажнике быстрозакипающим чайником, кастрюлькой и хорошим табуретком. Света много не бывает, ставлю в приоритеты по кругу телеги лампочки поставить.