Дата: Понедельник, 23.05.2022, 21:40 | Сообщение # 21
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29115
Статус: Offline
Третий день. Падушка мягкая, отопление работает, играет динамик.
Легкий завтрак и работа с картами. От Никоновой горы просматривается лесовозка которая обходит большое Пондольское болото. Но там речушка с одноименным именем, если там мост то есть вариант все таки попасть в Винницы. Туда и еду. 150км https://yandex.ru/maps....=14&z=9
Никонову гору проезжаю с паравозным гудком, без прогулок, время поджимает и ухожу правее и вверх на Север по карте. Проезжаю Слободу которая живописно раскинулась на берегу речки.
Дорога ушла под воду, до нужной грунтовки с мостом не дошел 2км. До Винници 107км.
https://yandex.ru/maps....=15&z=9 Сожрато время и топлива, день приблизился уже за полудню. От сюда возвращение домой. Ставлю промежуточную точку в Устюжне. До дома 900 км. Но сначало нада выехать от сюда, аккуратно проехать лужи и ямы под водой. Лебедки пока нет , ошибки исправлять приходиться хай джеком в холодной воде.
Впервые город упоминается в Угличской летописи 1252 года под названием Устюг-Железный, что связано с расположением города на Железном поле, местности, богатой болотной железной рудой и связано с началом развития металлургии на Руси. Название Устюг-Железный (или Железный устюг) город носил в XIII—XVI вв. Историческим центром города является городище, построенное на берегу Мологи, в устье впадающей в неё реки Ижины, что и определило название поселения: Усть-Ижина — Устюжна или Устюжна Железопольская.
Герб Устюжны утвержден 16 августа 1781 года, вместе с другими гербами Новгородского наместничества.
"Устюжны-Железопольский. В красном поле накладенные кучею железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют и достают оное железо из гнездовой руды, которою все окрестности сего города изобильно наполнены". В верхней части щита герб новгородский, как и у всех других "вновь сочиненных" гербов наместничества.
Герб города нарисовала София Августа Фредерика. Ей наверно сказали что тут лесов много и мишки лазят. Вот их как львов и нарисовали как у себя. Лютеране. Че с них взять. Куда им со своей европейской культурой знать как в глубинке Русского государства мишки лазят.
Сейчас так.
В XVI столетии Устюжна, с населением около 6000 человек, становится крупнейшим центром металлообработки и оружейного дела в Русском государстве. Для сравнения, при описании посада в Устюжне учтено 77 владельцев кузниц, в Туле — 30 (1589 г.), в Тихвине всего — 4 (1583 г.) Немало железнодельцев — гвоздарей, котельников, сковородочников, замочников, угольников, молотников было вне посада по всей округе. Устюжна поставляла железо на рынок, снабжала монастыри и города, выполняла огромные по тому времени правительственные заказы. Здесь делали «железо на варничной обиход» (для солеварен), «железо кричное и опарошное и прутовое и железа плужные и сохи и гвозди». По заказам правительства ковали небольшие пушки — «волконейки», изготовляли десятки тысяч ядер. Буквы из википедии которая тихой сапой убирает православную составляющюю из описания города. Акценты все больше на хозяйственную деятельность.
С 1727 года Устюжна входит в состав Новгородской губернии, С 1738 года — уездный город Устюженского уезда. Во второй половине XVII века началось каменное строительство, и к 1870 году в Устюжне насчитывалось уже 13 каменных церквей, что значительно изменило облик города.
В 2020—2021 годах Торговая площадь города была реконструирована в рамках проекта «Провинциальный Эрмитаж». Установлены статуи персонажей гоголевского «Ревизора», памятник самому Гоголю, фонтан. По словам старожилов, в связи с реконструкцией город утратил свою провинциальность.
Собор Воскресения Христова.
Кинотеатром сделали.
Меня интересуют строения которые упоминаются в событиях до 1652г. Стандартные описания про ветхость, молнию, пожар. И заново все отстраивается к 1700-1800 годам. Погосты и старинные артефакты утрачиваются. Вот их и смотрим.
На правом берегу Ворожи располагается одна из красивейших церквей города - Благовещенская. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. В сотной выписи 1567 года упоминается за речкою Ворожею "монастырь Благовещенский общий". В нем была церковь Благовещения, теплая, с трапезою и приделом в честь Входа Господня в Иерусалим. Среди прочих сооружении: колокольня, "на столбех", с четырьмя колоколами, хлебня, четыре братских кельи18. Число монашествующих было невелико. Затем обитель по неизвестным I причинам стала женскою, а к концу XVI века её вовсе не стало.
По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1762 г.) К низкой теплой церкви примыкает колокольня типа "восьмерик на четверике", утвержденная на четырех каменных столбах. Шатер её несет традиционный набор слухов в три яруса. Оконные проемы основного объема храма и трапезы обрамлены кирпичными наличниками и венчаются двухскатными сандриками. Карниз, окаймляющий храм, имеет сложный профиль. При реставрации 1978 года восстановлена первоначальная полихромная раскраска декора храма.
Козий мостик через речку Ворожку
Наши камушки. Надписи на кресте грубо содраны.
Чье имя, было написано на надгробии мы уже никогда не узнаем. Остатки церковной реформы.
К кресту проявили какое то уважение. На достачки уложили. Все таки главный символ веры. Какому раскольнику он принадлежал уже не узнать никогда.
купола черного цвета.
Колокола прям как из коробки распакованы с целофаном. Если перезвон случается значит настоящие.
В 1936-1937 годах в ней был устроен склад муки. Затем поочередно ее занимали: в 1940 году - склад льнопродукции, в 1944 году - склад грибов и ягод, в 1945 году - склад зерна. И наконец, в 1958 году Благовещенская церковь была передана музею. Во второй половине 70-х годов была начата реставрация храма, но до настоящего времени не закончена из-за недостатка средств.
Собачка. А у меня нет дежурной сосиски.
Ветачка
По улице Трудовой комунны попадаем к Казанской церкви и городскому кладбищу. По внешнему виду церквей, можно утверждать что сюда толстый кошелек туриста не приезжает на двухэтажном афтобусе. Иначе тут было бы все побелено как в Суздале или в другом месте ,,золотого кольца,, Дефендер 110. 2008г.
Дома где живут люди аккуратные, покрашены, встречаются красивые наличники на окнах, територия улици чистая. Много дров складированных прям на дороге, придает некий колорит в контрасте с современным автомобилем.
В конце бывшей Большой Московской улицы, на Казанском кладбище находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Впервые она упоминается под 1547 годом с посвящением Рождеству Христову. Храм был деревянным, построенным "клетцки" прихожанами. Находился он "на всполье", в конце города.
после третьей переписи вместо церкви Рождества Христова "на новом месте за посадом" жителем посада г. Устюжны Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию. Храм этот простоял недолго и в 1660 году дотла сгорел от удара молнии.
По благословенной грамоте митрополита Новгородского Корнилия, данной в 1675 году, разрешалось построить новый деревянный храм во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом Богоматери Казанской, холодный, и храм во имя Царевича Димитрия с приделом во имя Великомученицы Екатерины, теплый. Церкви эти считались кладбищенскими, а потому были бесприходскими.
Только в 1694 году Казанская церковь была построена в камне, на средства Григория Димитриевича Строганова, который вел значительные торговые дела в Устюжне. Прежние деревянные церкви были проданы за 130 рублей Троицкому и Васильевскому приходам и поставлены на их территории.
Во как! Храмами то же торговали аказывацца. По 130 рублев за храм. Оптом дешевше.
Собор Рождества Богородицы (ныне Краеведческий музей) (1685—1690 гг.)
История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков.
В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского.
В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь. Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым.
Визитные знаки Романовской перестройки на месте. Все как мы любим булыжники при входе в храм. Теперь тут музей где экспонируют иконостас и иконы.
Пролетариат. Власть трудящихся.
По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.
Исторические моменты как по спирали проходят. Одни строили, веровали, пришли другие сказали не туда веруете, разрушили построили свое. Потом пролетариат пришол сказал вапще веровать ненадо. Коммунистическая идеологи и последствия были куда меньше по размаху чем ,,Никоновская реформа,,